Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

4.4. Психологические условия управления вниманием старшеклассников при работе с аудиовизуальными средствами обучения часть 2

  4.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

 

Динамика внимания

Внимание, как известно, не имеет собственного продукта. О его наличии можно судить по качественным и количественным показателям других психических процессов. Кроме того, уровень развития внимания проявляется в наличии специфических особенностей познавательной сферы личности - внимательности и наблюдательности, а также внимание входит в состав интегральной характеристики деятельности - работоспособности.

Внимательность связана прежде всего с процессуальной характеристикой деятельности и процессом восприятия, заключается в способности поддерживать его оптимальный уровень достаточно длительное время. Наблюдательность отражает содержательный аспект и зависит от наличия и удержания осознанной цели различения объектов и средств фиксации различий, то есть связана с процессами памяти.

Работоспособность является важнейшей интегральной характеристикой функционального состояния организма, проявляющегося в том числе в качестве внимания. Уровень работоспособности зависит от функциональной зрелости коры и повышается по мере возрастного развития. К старшему школьному возрасту стабильные индивидуальные особенности работоспособности в основном уже складываются. Кроме возрастного, уровень работоспособности зависит от физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация, соответствие нагрузки индивидуальным возможностям и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время года, дня и т.п.).

Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов:

  1. Врабатывание, когда происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, организации произвольного внимания. Работоспособность неустойчива, эффективность не высока.
  2. Устойчивый период - время оптимальной работы. Высокая устойчивая работоспособность не требует чрезмерны усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность деятельности.
  3. Предутомление (период компенсаторной перестройки) - человек еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжать работу, но очень недолго.
  4. Утомление - особое функциональное состояние, может возникать при длительной неинтенсивной или кратковременной интенсивной работе. Характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением сначала качества, затем количества продукта. Признаками утомления являются нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений и пр.

Указанная динамика проявляется на уровне урока, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании школьных занятий.

Как и собственно внимание, индивидуальная работоспособность зависит от возраста, состояния здоровья, соответствия нагрузки возможностям ученика, типа его высшей нервной деятельности.

Монотонность, стереотипность выполняемых действий (в том числе мыслительных), малый приток информации понижают устойчивость внимания, приводят к ощущению скуки, апатии, вялости, снижают тонус, затрудняют восприятие и переработку новой информации. Волевым усилием человек может заставить себя сконцентрироваться на том, что его не занимает, но при этом нарастает внутренний конфликт, и энергия направляется не на объект внимания, а на борьбу с отвлечением. Нарастающее напряжение может обнаруживаться как агрессия или нецеленаправленная активность.

У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной деятельности составляет в среднем 30-35 мин, но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности позволяют в этом возрасте значительно удлинить период высокой работоспособности. Повысить работоспособность учеников и эффективность урока, усилив его эмоциональность, изменив формы работы, позволяет использование различных технических средств обучения (ТСО) - телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. В настоящее время в качестве универсального ТСО используются компьютеры.

Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе

Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С.Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных”. Далее он говорит о том, что “...всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует.” В связи с этим Л.С.Выготский формулирует принцип активного развивающего вмешательства в интересы ребенка как основного средства формирования учебной деятельности и предлагает следующее универсальное правило организации внимания ученика: “прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям - подготовить установку; прежде чем сообщать что-то новое - вызывать ожидание нового”.

 

Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С.Выготский пишет, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен “рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания”, то есть обеспечить:

  • соответствие материала приспособительным реакциям ученика;
  • соответствие ритмической работе установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;
  • выполнение требования связности и логичности материала;
  • выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.

С точки зрения динамики внимания эффективная деятельность обучения может характеризоваться как такая, в которой врабатывание непродолжительно, но эффективно; продолжительность периода оптимальной работоспособности соотносима со временем выполнения учебной задачи; возникновение состояния предутомления служит сигналом к применению средств поддержки познавательной активности учащегося или прекращению занятий; утомление предупреждается или эффективно компенсируется.

В собственно педагогическом процессе можно выделить три основные цели работы с вниманием учащихся: привлечение, поддержание и развитие внимания. Реализация всех трех целей обеспечивает оптимальные характеристики учебной деятельности, позволяет задействовать ресурсы непроизвольного и произвольного внимания. В специальной психолого-педагогической литературе содержатся описания приемов и средств, с помощью которых достигается желаемый результат.

  1. Привлечение внимания. Зависит в основном от внешних характеристик учебного материала.
  • При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно (в том числе это касается и мыслительной динамики, перехода от одной мысли к другой).
  • Существует антагонизм между большой подвижностью самого субъекта и концентрацией его внимания. Способность сконцентрироваться предполагает активное торможение всех посторонних движений, что может стать специальной задачей при организации учебной деятельности.
  • Фактор новизны, которую можно организовать с помощью приема нарушения ожиданий, раскрытия нового содержания, новых сторон и связей в уже известном материале;
  • Фактор неполного представления содержания, недосказанности, неполноты структуры предъявляемого материала. В этом случае человек старается интерпретировать недосказанное в соответствии с личными наклонностями, то есть активно включается во взаимодействие с объектом.
  • Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.
  • Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным.
  1. Поддержание внимания. Связано с возникновением у учащегося желания продолжать выполнение учебной задачи, зависит от ситуативных характеристик процесса обучения. Приемы, преследующие цель поддержания внимания учащихся в процессе выполнения учебного задания на оптимальном уровне, можно объединить в шесть групп:

2.1. Приемы, основанные на прерывании монотонии: например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в урок элементов группового обучения и пр.

2.2. Обеспечение оптимального темпа и временных характеристик учебного занятия:

  • Обеспечение оптимального группового и индивидуального темпа работы.
  • Учет динамики внимания при составлении распорядка дня, планировании учебной недели и года.
  • По данным Е.И.Кикоина, положительно влияет на работоспособность школьников введение 10-15 секундной задержки между получением учебного задания и началом его выполнения. Ученикам рекомендуется использовать это время для обдумывания стратегии решения задачи. Максимальный эффект достигается, если снабдить школьников необходимым набором правил и стратегий планирования работы, предложив выбрать оптимальные.

2.3. Обеспечение оптимального уровня активности учащихся: использование заданий и форм работы, которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия самостоятельных решений, активного воздействия на учебный материал, позиции источника информации или руководителя совместными действиями.

2.4. Приемы структурирования учебного материала:

  • Повторение при объяснении узловых идей или понятий.
  • Создание ожидания определенного впечатления (целевой установки).
  • Создание ситуаций, когда некоторые действия учащихся внезапно прерываются и остаются незаконченными (“эффект незаконченного действия” заключается в стремлении человека такое действие завершить, что означает повышение активации по отношению к ментальному образу этого компонента деятельности, удержание его в центре внимания).
  • Разбиение материала на части с самостоятельными инструкциями для каждой части.
  • Всякая систематизация материала, вскрывая его внутренние отношения и взаимосвязи, расширяет объем внимания и облегчает усвоение. Поэтому логически стройное изложение составляет существенную предпосылку для привлечения и удержания внимания.
  • Переключение на следующий вопрос обсуждения облегчает исчерпанность предыдущей темы, подведение логического итога.
  • Материал должен быть построен так, чтобы при ознакомлении с ним своевременно возникали те вопросы, на которые последующее изложение дает ответ.
  • Сравнение как учебная задача вызывает необходимость распределения внимания и усиливает его сосредоточенность.

2.5. Приемы, основанные на учете субъективного содержания учебной задачи:

  • Выполнение правила соразмерности требований учебной задачи и возможностей ученика (дифференциация учебных заданий).
  • Опора при постановке учебного задания на мотивационные приоритеты учащихся, поиск возможности связать учебный материал с жизненными планами и перспективами старшего школьника (в том числе профессиональными).
  • Внимание удерживается дольше на недостаточно автоматизированных и требующих текущего контроля действиях.
  • Интенсивное внимание возникает при решении задач, связанных с изменением параметров объектов, когда учащиеся получают оперативную обратную связь о результатах своих воздействий.
  • Использование специальных упражнений: проверка самостоятельно полученных решений и их оценивание по данным образцам; проверка заведомо неправильно решенных задач с целью обнаружения и исправления ошибки; проверка решения задач своих соучеников с оценкой качества.

2.6. Приемы, основанные на использовании специально организующих внимание инструкциях:

  • Обеспечение осознания учащимся цели учебного действия: наличие соответствующих инструкций, указаний, объяснений и помощи.
  • Внимание к изменениям, происходящим с наблюдаемым объектом, поддерживается на высоком уровне, если у учащихся есть соответствующие словесные средства фиксации самих параметров и их изменений (то есть их можно описать с помощью готовой словесно выраженной схемы).
  1. Развитие внимания. Имеет отсроченный эффект, зависит от общих характеристик процесса обучения.

Можно рассматривать эту задачу как 1) компонент целенаправленной педагогической деятельности, повышающий ее общую эффективность; 2) одну из задач деятельности самовоспитания старшего школьника, связанную со становлением системы личностной саморегуляции. Возрастной спецификой старшего подростка является взаимообусловленность двух сторон процесса развития внимания.

Как полагает Ф.Н.Гоноболин, нельзя воспитывать внимание как таковое; развитие сознательности, целеустремленности, волевых качеств личности являются условиями повышения уровня произвольного внимания. Старший школьный возраст в этом отношении является благоприятным периодом, так как на протяжении этого периода учащихся можно побуждать к самовоспитанию выдержки, способности к волевым усилиям, внимательности и наблюдательности.

Учебная деятельность в целом предоставляет широкие возможности для развития или коррекции уровня развития произвольного внимания. Это связано с тем, что от наличия внимания в структуре деятельности учения непосредственно и очевидно для ученика зависит ее успешность. Целенаправленная, систематическая и дающая ощущение успешности работа по развитию основных компонентов учебной деятельности: мотивации, целеполагания, планирования, контроля оказывает развивающий эффект на внимание. Важно, чтобы ученик осознал развивающий потенциал учебной деятельности, и это - одна из целей работы учителя.

Важное значение для развития произвольности внимания имеют такие компоненты учебного процесса, как действия оценивания и коррекции результатов деятельности, связанные с овладением операцией сравнения. При систематическом целенаправленном обучении сравнению тренируются навыки своевременной активизации внимания и его включения в регуляцию соответствующих действий.

 

 

Как уже было сказано, распределение обязанностей при совместной проработке учебного материала в отдельной учебной ситуации способствует возникновению ответственности, что позволяет осознать необходимость высокой степени внимательности. Систематическое использование групповых форм работы создает предпосылки для стабилизации этой характеристики деятельности учащихся.

Наряду с задачами привлечения и удержания внимания необходимо, чтобы не меньшее значение придавалось организации ритма работы-отдыха, физической, интеллектуальной и эмоциональной разгрузке, так как перенапряжение внимания приводит к негативным последствиям: утомлению, хроническому снижению работоспособности, а в запущенном варианте - стрессу.