Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

“Идеальный учебник” в представлениях учителей и методистов

Издательство просвещение опубликовало на своем сайте результаты анкетирования учителей, завучей, библиотекарей, директоров учебных заведений на тему “Критерии оценки учебной литературы”. 

И учителя, и методисты имеют сходный образ “идеального учебника” – все они предъявляют одни и те же требования к учебной литературе.

Хороший учебник, по их мнению, должен быть

  1. Снабжен богатым дидактическим материалом: интересными заданиями с современной тематикой, тестами, проверочными работами, практическими опытами, творческими и развивающими заданиями, вопросами на запоминание и повторение, дифференцированными задачами для детей с разным уровнем подготовки.
  2. Развивающим навыки: логически и творчески мыслить, делать выводы, классифицировать, работать с информацией.
  3. Комплектным, то есть сопровождаться рабочей тетрадью, методичками, тестами, планированием уроков.
  4. Согласованным с программой, соответствующим количеству часов, предусмотренному программой.
  5. Логически связанным с другими предметами (ориентированным на предметную область), устанавливающим связь с предшествующим классом и подготавливающим к следующему году обучения.
  6. Доступным даже при подаче сложного материала (не нужно чрезмерной научности); для младших школьников функция учебника должна сводиться прежде всего к наглядности, так как главное – рассказ учителя, то есть теория в учебниках должна быть основой (структурой) для работы учителя; для старших классов принцип наглядности сохраняется, но теория должна представляться в полном (расширенном объеме), при этом важно скрасить ее занимательными фактами и конкретными примерами, дабы избежать сухости.
  7. Обладающим удобной структурой: планы, выводы и вопросы после каждой статьи, выделение основных идей, раздел для любознательных, раздел справочной информации.
  8. Современным (и в плане подхода, и в смысле предлагаемого материала), предоставлять новую информацию, затрагивать актуальные вопросы.
  9. Красочно оформленным – не в смысле красивых картинок на обложках, а в смысле наглядности – фотографии, иллюстрации, схемы, таблицы должны сопровождать любой текст.
  10. Ориентированным на среднего ученика.
  11. Удачного формата (не слишком тяжелым), на хорошей бумаге, в твердом переплете, шрифт не должен быть слишком мелким.

Все эти критерии имеют большое значение и для методистов, и для учителей.

Однако можно уловить разницу в том, какие делаются акценты. Например, методисты считают, что для успешности учебника важны мероприятия по его продвижению: семинары, курсы, встречи с автором. Утверждается, что многое зависит от популярности автора – если его имя уже известно по каким-то изданиям, то новые книги будут восприняты более благосклонно.

Методисты упоминают и важность эффективности системы распространения литературы. Действительно, многие школы (в лице завучей и библиотекарей) жалуются на то, что нужные учебники трудно найти и получить в нужном количестве и вовремя (то есть к 1 сентября), а учителя упрекают издательства в том, что плохо информируют о выходе новинок.


Опросы учителей показали, что ни гриф, ни рекомендации для них ничего не значат, большинство учителей предпочитает самостоятельно оценивать учебники, ориентируясь на собственный опыт, уровень развития детей, с которыми они в данный момент работают, на обеспеченность родителей. Учителя сегодня вообще склонны к поиску новых форм обучения и материалов для этого.

Конечно, каждый учитель, оценивая книгу, выстраивает свою “иерархию критериев”. Для кого-то важнее всего цена и новизна; для кого-то – наличие методики и дидактики; кто-то прежде всего обратит внимание на оформление и наглядность, а кто-то скажет, что лучше пусть все будет черно-белым, но цена ниже. Однако можно составить приблизительный рейтинг факторов, влияющих на принятие решения о приобретении учебников. 

Важность различных критериев для принятия решении о покупке.

  1. Доступность изложения материала.
  2. Цена.
  3. Наличие комплектных материалов.
  4. Аппробированность и надежность.
  5. Увлекательность изложения.
  6. Новизна.
  7. Автор (его известность).
  8. Рекомендации.
  9. Объем учебника и структура, оформление.
  10. Издательство.

Проводимые ранее исследования показывают, что для разных учебников и пособий иерархия требуемых качеств может быть различной. Например, опрос 1999 года показал, что при оценке литературы по краеведению для учителей не играли никакой роли такие критерии как цена и автор курса. Возможно, это характерно для вновь вводимых предметов, когда еще нет богатого выбора учебников и материалов.