Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru
MBA в России

Новости образования

Международная школа бизнеса

Financial Times Улучшение позиций в рейтинги

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.

Реклама на сайте

Интернет в цифрах и фактах

Еще в 1984 году к Интернету было подключено всего около 1000 компьютеров, а через 16 лет, к началу 2001 года, их число превысило 90 млн., то есть возросло в 90 тыс. раз. Для сравнения: количество пользователей радио составило более 50 млн. лишь спустя 38 лет после его создания, а Интернету на привлечение 50 млн. человек потребовалось всего четыре года. По числу “жителей” страна Интернет сегодня опережает все страны мира, включая США, Японию, Россию и другие, кроме Китая и Индии. Про площадь и говорить нечего — Всемирная сеть охватывает большую часть обитаемой суши и ни одно государство по этому показателю конкурировать с ней не может.

Возникнув как средство для обмена информацией, сегодня Интернет представляет собой территорию, на которой активно продают и покупают, рекламируют и оплачивают товары и услуги, пользуются возможностями Интернет-банкинга и пр.

С момента появления Сети мы наблюдаем постоянное увеличение ее активной аудитории. Конечно, рост числа пользователей нельзя считать стабильным — как и везде, здесь есть свои падения и взлеты, но тенденция расширения интернетовской аудитории сохраняется, о чем свидетельствуют многочисленные аналитические прогнозы. Единственное, что меняется, — это темпы роста количества пользователей в географическом плане: народонаселение Сети в большей степени пополняется уже за счет жителей не США, Западной Европы и Японии, а Восточной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и ряда активно развивающихся стран Латинской Америки.

Что касается электронной коммерции, то наделавший немало шума кризис 2000-2001 годов не прошел для Интернет-индустрии безболезненно — 34% онлайновых компаний были вынуждены уйти с рынка. Оставшиеся же значительно увеличили объемы вложений в проекты электронной коммерции во второй половине 2001 года — и выиграли. Поэтому сегодня аналитики прогнозируют, что общий объем рынка электронной коммерции достигнет уровня 1,6 трлн. долл. уже в 2003 году.

Мировая аудитория Интернет

По данным Nielsen//NetRatings, к концу III квартала 2002 года 560 млн. человек в мире имели доступ к Интернету. Из них — 167,1 млн. американцы, 129,5 млн. европейцы и 75 млн. жители Азиатско-Тихоокеанского региона. В Японии насчитывается порядка 64,8 млн. пользователей, в то время как в Китае — 54,5 млн.

eTForecasts предсказывает, что Китай по числу пользователей опередит Японию в течение 2003 года. В Германии и Великобритании насчитывается приблизительно по 30,3 млн. и 27,1 млн. пользователей соответственно. А во Франции, по данным Europemedia, число пользователей Сети уже достигло 17,24 млн.

По данным Global Reach, к концу сентября 2002 года общее число пользователей Интернета в мире составило 619 млн. человек..

В конце 2002 года мировое Интернет-сообщество, по данным eTForecasts, объединяло уже 665 млн. пользователей, что означает пополнение его рядов с 2001 года примерно на 111 млн. человек. Оценки eMarketer менее оптимистичны: в конце 2002 года Интернетом пользовались 565 млн. человек, то есть по сравнению с 2001 годом его аудитория увеличилась на 13,6%. Доля США при этом достигла 27% от общего количества пользователей, или 152,8 млн. человек.

По прогнозам IDC, к 2005 году уже 941 млн. пользователей в мире будут иметь доступ к Интернету. Аналитики же компании eTForecasts уверены, что это число достигнет к 2005 году миллиарда.



 


Аудитория Интернета в России

По оценкам IDC, в 2001 году в России было 3,8 млн. индивидуальных пользователей, которые выходили в Интернет по меньшей мере один раз в месяц. И хотя по сравнению с другими европейскими странами лишь небольшой процент из них выходил в Сеть с домашних компьютеров, IDC считает, что именно этот пользовательский сегмент в России в ближайшие пять лет будет расти наиболее быстро. Аналитики ожидают, что к концу 2002 года объем рынка услуг доступа к Интернету в России достигнет 600 млн. долл. Количество пользователей, прежде не слишком большое, увеличивается с огромной скоростью. Причем хотя число домашних пользователей Сети растет быстрее, чем число корпоративных пользователей, но корпоративные заказчики и в последующие пять лет будут в значительной степени определять доходы от предоставления услуг доступа.

По данным Рамблера, за 2002 год число пользователей Рунета выросло на 40%; при этом россияне стали посещать Интернет намного чаще. Аналитики Рамблера прогнозируют дальнейшее увеличение роста Рунета в 2003 году в соответствии с формулой “в два раза за три года”.

Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что среди посетителей русскоязычных Интернет-ресурсов резко возросла доля женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Если в 2000-2001 годах женщин среди российских пользователей Интернета было около 33%, то в 2002 году, по данным исследовательских агентств MASMI Research и FOM, их количество приблизилось к 38-40%. По этому показателю мы почти достигли западноевропейского уровня — в частности, в Англии сегодня доля женщин среди пользователей Интернета составляет 42%.

Согласно принятой во всем мире методике подсчета Nielsen//NetRatings, в России на конец сентября 2002 года насчитывалось 8,8 млн. пользователей Интернета, что составляет 8% жителей России в возрасте от 18 лет и старше.

8,8 млн. — это те, кто живет в России и пользовался Интернетом хотя бы один раз за последние полгода. Примерно столько же пользователей в Индии, Испании и Нидерландах, а в Аргентине, Мексике и Швеции их меньше. К концу года аудитория Рунета, по словам ведущего аналитика Рамблера Леонида Делицына, превысит 10 млн. человек, а в первом полугодии 2003 года будет насчитывать примерно 12 млн., составив, таким образом, 11% взрослого населения России.

В то же время аналитики компании “Комкон-медиа” более осторожны в оценках. По их данным, весной 2002 года количество постоянных пользователей Интернета в России составляло порядка 4,5 млн. человек.

Результаты SpyLOG более обнадеживающие: на конец 2001 года максимальная аудитория российских пользователей достигала 19 млн. человек. Из них 7,5 млн. относились к постоянной аудитории. По прогнозам SpyLOG, сделанным в 2002 году, к началу 2003 года численность аудитории Рунета должна достигнуть примерно 25 млн. человек.




Размер и распределение аудитории в январе 2003 г.
(Представляемая здесь статистика по проекту "SpyLOG-монитор" получена на основе агрегации данных по 2,5 тысячам наиболее посещаемых сайтов Рунета. Эта выборка охватывает 61% аудитории русскоязычного Интернета  и порядка 3/4 российской аудитории Интернета).


Параметр Значение
Просмотренных страниц за месяц 739,387,805
Сессий за месяц 174,759,586
Месячная аудитория, на конец месяца 13,804,647
Недельная аудитория, на конец месяца 5,733,615
Ядро аудитории, на конец месяца 7,752,746
Недельная активная аудитория, на конец месяца 3,507,957
Час наибольшей активности посетителей 15
День наибольшей активности посетителей вторник


 

Географическое распределение аудитории Рунета

Россия (61%)
США (7%)
Украина (7%)
Германия (3%)
Беларусь (2%)
Израиль (2%)
Казахстан (1%)
Другие (17%)
Москва (43%)
Санкт-Петербург (10%)
Новосибирск (3%)
Екатеринбург (3%)
Краснодар (2%)
Владивосток (2%)
Ростов-на-Дону (1%)
Другие (36%)

О росте активности пользователей российского Интернета свидетельствует и “Индекс Рамблера”, который составляется на основе суммарного количества посещений Интернет-ресурсов в Rambler's Тор100 и отслеживает изменение пользовательской активности.

Самым популярным местом пользования Интернетом в России является работа (48%), затем следуют дом (32%), место учебы (21%) и, наконец, Интернет-кафе (12%).

Ресурсов в Сети становится все больше

В 2001 году, по данным IDC, возросло общее число ресурсов Сети, в частности на 41,2% увеличилось количество сайтов крупных организаций и на 22,1% — число сайтов небольших компаний. Каждые три из четырех сайтов поддерживают английский язык. Общее же число ресурсов измеряется уже в миллионах, например в поисковой системе Yahoo! в категории “Бизнес и экономика” содержится около 726 тыс. сайтов, в разделе “Компьютеры и Интернет” — около 22 тыс. ресурсов, порядка 55 тыс. сайтов относится к категории “Новости”.

Причины столь стремительного роста числа Интернет-ресурсов и их активного применения попытались определить аналитики eMarketer. Оказалось, что подавляющее большинство респондентов используют возможности Сети в первую очередь для поиска информации и доверяют данным, найденным в Интернете.

Таблица 1. Преимущества использования Web-сайтов

Преимущества

Количество респондентов, %
Сайт позволяет быстро найти необходимую информацию 80
Доверие к информации, представленной на сайтах 80

Возможность идентифицировать источники информации

68
Возможность получения новой информации 65
Возможность получения важных данных о сайте 50
Возможность владения сайтом 32
Использование сайта для поддержки бизнеса и решения организационных вопросов 24

Источник: eMarketer, 2002

 Так же как и во всем мире, в Рунете наблюдается неуклонный, хотя и не совсем стабильный рост Web-ресурсов. И хотя время Интернет-лихорадки безвозвратно ушло, количество сайтов продолжает увеличиваться. Согласно данным SpyLOG, за первое полугодие 2001 года число зарегистрированных участников этой статистической системы возросло более чем на 70%, превысив 170 тыс. А на конец 2002 года в системе SpyLOG уже было зарегистрировано свыше 180 тыс. сайтов. Общее количество участников рейтинга Rambler's Тор100 за 2002 год увеличилось приблизительно на 10%, а по отдельным категориям прирост достигал 29%. Всего в рейтинге на конец декабря 2002 года было зарегистрировано свыше 400 тыс. ресурсов, из них почти 95 тыс. — “активные” сайты (то есть такие, которые посещаются хотя бы один раз в неделю).

Что касается тематического распределения ресурсов Рунета, то самый простой способ его оценить — посмотреть статистику каталогов и рейтингов по количеству сайтов, отнесенных к той или иной рубрике. Однако стоит отметить, что принципы рубрикации сильно различаются для разных проектов. В качестве примера рассмотрим тематическое распределение ресурсов Рунета в каталоге Spylog.-->

А теперь давайте посмотрим, за счет каких сайтов рос Рунет в 2002 году. По данным Rambler's Тор100, быстрее всего — не менее чем на 10% в год — увеличивалась численность ресурсов в категориях, имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Максимальные темпы роста наблюдались в категориях “Недвижимость” (29%), “Строительство” (26%), “Путешествия” (25%), “Товары и услуги” (24%), “Работа” (22%), “Техника” (21%) и “Законы” (27%). Опережающими темпами росли также такие тематические ресурсы, как “Связь”, “Наука”, “Банки” и др. Из культурно-развлекательных категорий высокий рост был характерен только для “Кино”: число сайтов по этой категории увеличилось на 21%.



Отсюда логично предположить, что традиционный российский бизнес “пошел в онлайн”. Предприниматели поняли, что состоятельные слои российского общества регулярно используют Интернет, и тоже начали осваивать его в надежде привлечь новых клиентов. Аналитики Rambler's Тор100 считают, что в России произошло подключение к Интернету критически важной массы пользователей, представляющих интерес для бизнеса, который в данном случае открывает для себя возможности продвижения товаров и услуг через Сеть, по достоинству оценивая эффективность реальных затрат и возможность добраться до целевой аудитории.

По материалам Компьютер Пресс и  Spylog.ru