Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Глоссарий MBA

 AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business - Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса)

— основная организация США, действующая в сфере бизнес образования. На данный момент ассоциацией аккредитовано более 400 организаций разных стран мира.

AACSB устанавливает стандарты для программ МВА и бизнес школ, регулирующие содержание учебного плана, число и состав студентов, наличие библиотек и прочее. С ростом числа программ МВА во всем мире, AACSB приступила к аккредитации бизнес школ в других странах.

Следует различать аккредитацию и членство в AACSB. Члены AACSB могут являться кандидатами на аккредитацию.

В США существует несколько других аккредитационных учреждений, действующих на национальном уровне или в регионах, например ACBSP.

ABS (Association of Business Schools – Ассоциация бизнес школ)

Это Ассоциация Бизнес-Школ Великобритании, членами которой являются большинство ведущих бизнес школ. Школы, желающих стать членами Association of Business Schools, должны соответствовать определенным критериям. Но членство в ABS не гарантирует качества школы или ее программ. Небольшие или недавно созданные школы могут не быть членами ассоциации.

ACCREDITATION АККРЕДИТАЦИЯ 

Значение этого слова зависит от того, в какой стране его употребляют.

Аккредитацию могут давать несколько организаций.

Большинство университетов и других образовательных учреждений имеют аккредитацию или лицензию государственных структур своей страны (В Великобритании, например, роль такой организации выполняет Royal Charter).

В некоторых случаях университеты сами занимаются аккредитацией всех или некоторых программ других учебных заведений.

Аккредитацией учебных заведений и/или их программ могут заниматься так же независимые аккредитационные ассоциации, которые созданы во многих странах мира.

Это общепринятая практика для бизнес школ и программ МВА. В общем смысле “независимая аккредитация” означает “одобрение” и в некоторых странах эта процедура стала общепризнанной.

В США главной аккредитующей организацией является AACSB (См. AACSB), в Великобритании и некоторых частях Европы эту роль выполняет AMBA (См. AMBA).

Если независимые аккредитационные ассоциации получают широкое признание, то школы стремятся получить их аккредитацию.

Как правило, аккредитацию получают некоторые программы школы. То есть в школе могут быть как аккредитованные программы, так и программы, не являющиеся таковыми. Однако иногда аккредитацию получает вся школа, а значит и все ее программы.

ACBSP - Association of Collegiate Business Schools and Programs – Ассоциация высших школ и программ по бизнесу

Ассоциация действует преимущественно в США. Основная деятельность ACBSP заключается в создании, содействии и поддержке образовательных программ, вносящих свой вклад в непрерывное улучшение бизнес образования. Ассоциация аккредитует малые и средние школы и программы, соответствующие этим стандартам (в том числе программы на степень бакалавра).

AMBA - Association of MBAs

AMВА — европейская аккредитующая организация.

Создана была в 1967 году в Великобритании как Ассоциация выпускников МВА. Целью ассоциации было представление интересов дипломированных менеджеров.

В настоящее время ассоциация занимается и аккредитацией программ на международном уровне. Организация аккредитует именно программы, а не бизнес-школы.

American Management Association - Американская ассоциация менеджмента

АМА – крупнейшая ассоциация менеджеров, которая предоставляет услуги индивидуальным и корпоративным клиентам во всем мире, используя четыре региональных центра.

Европейский центр АМА (MCE – Европейский центр менеджмента) находится в Брюсселе. Специалисты МСЕ проводят семинары, международные конференции, корпоративные курсы, а так же обучают через Интернет менеджеров всех уровней, работающих в любых направлениях.

ASFOR - Associazione per la formazione alla direzione aziendala – Ассоциация подготовки менеджеров

Итальянская Ассоциация подготовки менеджеров занимается аккредитацией магистерских программ итальянских школ в сфере общего менеджмента и в специализированных областях.

ASSOCIATIONS and INSTITUTIONS АССОЦИАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

Во многих странах созданы Ассоциации и Организации менеджеров. Члены таких сообществ могут публиковать свои материалы и участвовать в мероприятиях данной организации, проводить учебные курсы и конференции. Членство в некоторых организациях дает возможность получения дополнительной квалификации. Для поступления в большинство таких организаций требуется определенная ученая степень (например, МВА) и/или достаточный опыт профессиональной деятельности. Некоторые ассоциации принимают и учащихся, обучающихся менеджменту (например, студентов MBA).

COMPANY PROGRAM Программы для компаний

Некоторые МВА программы разрабатываются конкретной или для конкретной компании и проводятся для сотрудников этой компании. Иными словами это не публичные программы, они не открыты для всех желающих. Как правило, корпоративные программы разрабатываются школами на основе открытых программ МВА, но, возможно, с некоторыми изменениями содержания или структуры в соответствии с требованиями компании. Иногда корпоративные программы, одобренные какой либо бизнес школой, проводятся самой компанией.

Некоторые программы осуществляются для консорциумов или групп компаний. Такие программы редко получают аккредитацию.

COMPUTER BASED PROGRAM – компьютерная программа

См. электронной программы

Concentration - Область специализации

(см. Focus – специализация)

CONSORTIUM PROGRAM Программа для консорциума

См. Корпоративные программы

CORE Ядро программы

Ядро программы это набор базовых курсов, включенных в учебный план программы, обязательных для изучения. Как правило, в учебный план программы так же входят курсы по выбору и/или факультативные курсы.

CORPORATE PROGRAM Корпоративные программы

См. Программы для компаний

DISTANCE LEARNING PROGRAM Дистанционная программа обучения

Этот термин изначально обозначал заочные программы обучения, когда студенты, находящиеся далеко от школы, получали по почте учебные материалы для самостоятельного изучения. Время от времени студенты предоставляли свои работы на проверку и/или посещали школу для сдачи экзаменов. Таким образом, студенты обучались, в основном, самостоятельно, периодически приезжая на сессии.

Вскоре после внедрения этой программы обучения в 1980г школы начали искать пути преодоления недостатков удаленности студентов от школы. Учебные материалы стали доступны в различных формах – не только печатных. Осуществлялось местное курирование обучения, поощрялось и поддерживалось обучение групп студентов в редких, особенных областях знаний. Позже появились компьютерные конференции, которые давали студентам возможность связываться с преподавателями и однокурсниками напрямую. Затем были внедрены видео - конференции, и совсем недавно стали использоваться средства Интернета для доставки в электронном виде учебных материалов и информации. Так же через Интернет предоставляется большая поддержка обучающимся и осуществляется взаимодействие со студентами – по сути, создаются “виртуальные” классы для изучения более сложных программ.

Таким образом, термин “дистанционное обучение” в настоящее время подразумевает целый ряд вещей. Некоторые современные дистанционные программы по-прежнему похожи на традиционные заочные программы, в то время как другие осуществляют электронную поддержку части программ. Но во всех случаях дистанционные программы предназначены для тех студентов, которые не могут или не хотят регулярно посещать занятия в школе и/или хотят обучаться в индивидуальном режиме.

См. так же Электронные программы.

EFMD (Европейский фонд развития менеджмента)

EFMD, находящийся в Брюсселе, является организацией, предоставляющей интересы бизнес – школ, колледжей менеджмента. EFMD призвана поддерживать инновации и развитие менеджмента, а также исследования в области управления и бизнес - бразования. Членами EFMD могут стать бизнес - школы и коммерческие компании. Бизнес школы должны соответствовать определенным критериям и быть одобрены другими школами. Коммерческие компании зачастую являются корпоративными клиентами бизнес – школ EFMD. Таким образом, EFMD предоставляет интересы и поставщиков и потребителей бизнес образования.

В EFMD представлены все школы, не только МВА.

В EFMD в 1997 году создана EQUIS (European Quality Improvement System – Европейская система усовершенствования качества). Система еще довольно новая, но многие школы (не только МВА) стремятся получить аккредитацию этой организации. Интересы и сферы влияния EFMD начинают выходить за рамки Европы. Ассоциация аккредитует как сами школы, так и отдельные программы. С 2005 года появилась возможность аккредитовать отдельные программы (бакалавра, магистра, МВА) по системе качества EPAS (Европейская система аккредитации программ высшего бизнес - образования).

(см. также EQUIS)

ELECTIVE – факультативный курс, курс по выбору

Большинство МВА программ предлагают студентам факультативные курсы и/или курсы по выбору. Цель данных курсов – продлевая программу, дать слушателям возможность реализовать свои личные интересы. То есть, в какой то степени общая программа адаптируется под индивидуальные потребности каждого студента. Учитывая, что хорошие программы включают в себя широкий набор общих дисциплин в достаточно большом объеме, более длительные программы, возможно, будут предоставлять более широкий выбор факультативных курсов или курсов по выбору.

ELECTRONIC PROGRAM Электронная программа

Этот термин, как правило, относится к способу доставки программы до студента, а не к ее содержанию.

Суть заключается в том, что информационные технологии играют значительную роль в реализации данной программы. Зачастую электронные программы являются результатом развития дистанционных программ обучения (см. Дистанционные программы). В таких программах информационные технологии используются для доставки студентам учебных материалов, облегчения контактов между учащимися, а так же между ними и преподавателями, обеспечения доступа к дополнительной информации, организации компьютерных конференций…

На элементарном уровне для общения между студентами, между студентами и преподавателями используется электронная почта e-mail, учебные материалы доставляются в виде электронных файлов либо по электронной почте, либо через протокол FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов). На более высоком уровне возможно предоставление учебных материалов и осуществление контактов через Интернет, компьютерные и видео конференции, сдача заданий на проверку в электронном виде, доступ к мультимедийным средствам подачи информации, интерактивном обучении при помощи метода кейсов и т.д.

Использование этих возможностей не ограничивается рамками программ дистанционного обучения. Такие услуги все чаще используются для поддержки заочных и модульных программ, для улучшения качества дневных программ.

EQUIS (Европейская система улучшения качества)

Эта система аккредитации бизнес - школ была создана в 1997 году Европейским Фондом Развития Менеджмента. Заметьте, что данная система аккредитует школы, а не отдельные программы.

(см. также EFMD)

Executive MBA (EMBA)

ЕМВА – это программа MBA, предназначенная для руководящих работников с многолетним опытом работы. Занимая руководящие посты в бизнесе, они зачастую не могут в полной мере посещать занятия по дневной программе. Таким образом, этот термин подразумевает, что программа подходит для таких людей, имея, например, заочную или модульную форму обучения.

FACULTY - Профессорско-преподавательский состав

Профессорско-преподавательский состав бизнес – школ проводит обучение и занимается исследовательскими работами. Наиболее опытные преподаватели имеют профессорские звания.

В школах Америки звания даются в зависимости от опыта работы: в преподавательский состав входят доценты (Assistant), адъюнкт - профессора (Associate) и профессора с докторской степенью (Full Professor). В других странах, за исключением тех, где была принята американская модель, звание профессора имеют только люди, добившиеся значительных результатов в проводимых ими исследованиях в своих областях.

Преподаватели, работающие по совместительству, так же могут иметь профессорские звания. Это звание они получают либо в институтах, где они преподают большую часть времени, либо в институте, где они работают по совместительству.

FIBAA - Foundation for International Business Administration Accreditation - Фонд аккредитации международных программ по бизнес администрированию

FIBAA – это трехсторонняя организация (Германия, Австрия, Швейцария), созданная торговыми палатами и коммерческими федерациями этих стран для аккредитации программ MBA и BBA(Бакалавр бизнес-администрирования). FIBAA аккредитует не только программы, осуществляемые национальными школами, но и американские программы, работающие в бизнес - школах этих трех стран.

Focus - Специализация (Программа MBA)

Большинство МВА программ имеют специализацию “Общий менеджмент”, охватывающую широкий спектр вопросов и тем в области бизнес управления.

Такие программы предназначены для обучения тех, кто будет работать в сфере общего и стратегического менеджмента или, возможно, будет менять сферы деятельности. Некоторые программы, однако, направлены на изучение конкретных функций управления или ориентированы на конкретные области бизнеса. Программы со специализацией “Общий менеджмент” включают в себя изучение дисциплин по Маркетингу, Финансам, Информационному Менеджменту и т.д. Узконаправленные МВА программы могут быть ориентированы, например, на сферу услуг: туризм, отдых и т.д.

FRANCHISE Франчайзинг

Некоторые бизнес школы и университеты на определенных условиях позволяют работать по своим программам другим школам. Таким образом, учреждение, являющееся разработчиком, разрешает осуществлять свою программу от имени другой школы, позволяя тем самым программе выйти на новые рынки, особенно те, которые недоступны учреждению-владельцу по ряду причин.

Для описания такой практики используются различные термины, например, Validation - подтверждение (также см. Validation). В определенной степени использование этого термина зависит от того, какой объем полномочий по использованию программы делегировало учреждение-владелец другому учебному заведению. В некоторых случаях происходит полная передача прав – учреждение, например, может само зачислять студентов на программу, проводить экзамены и присуждать степени. Такая ситуация называется “полный франчайзинг”. Но это встречается довольно редко. Более распространена передача прав на некоторые виды деятельности, например, на продвижение программы, распространении информации, оказании поддержки студентам и преподавателям. Благодаря таким договоренностям некоторые школы смогли запустить свои программы в странах, в которых они не имеют собственной базы. Таким образом, люди, которые иначе не имели бы возможности обучаться по этой программе, могут сделать это в местном учебном заведении.

С помощью механизмов франчайзинга, местные учреждения могут предложить для изучения программы, которые они не могли бы организовать самостоятельно. В таких случаях они должны четко указывать, какая школа предоставила и одобрила эту программу.

FULL TIME PROGRAM Программа дневного обучения

Обучение в рамках таких программ требует много времени. Как правило, необходимо посещение учебного заведения в течение всей рабочей недели. Чаще всего при дневном обучении студенты не имеют возможности устроиться на работу, хотя некоторые все же совмещают работу с учебой, чтобы оплачивать свои расходы на обучение. Обучение в рамках дневной программы дает значительные преимущества: студенты имеют возможность обучаться вместе с другими людьми, имеющими разный уровень подготовки в различных областях. Школы заинтересованы в том, чтобы студенты принимали активное участие в общественной жизни учебного заведения во время сессий и семестров.

Global Program

(см. International Program - международная программа)

GMAT (Graduate Management Admission Test)

Это компьютерный тест для определения уровня владения речью, навыков письма и математического счета. GMAT помогает определить потенциальные возможности человека в качестве участника программы MBA, а в случае двухгодичных курсов прогнозировать его успехи в ходе обучения на первом курсе. Прохождение GMAT является необходимым условием для поступления во многие бизнес – школы: необходимо набрать минимальное количество баллов, установленное школой.

Центры, где можно через компьютер пройти этот тест, распространены по всему миру и открыты для желающих круглый год. Выполнив все задания, вы получите четыре оценки: оценку за Quantitative Section, оценку за Verbal Section, оценку за Analytical Writing Assessment и общую оценку от 200 до 800 баллов. Большинство школ устанавливают минимальное количество баллов, необходимых для поступления, от 400 до 600.

Другой тест, используемый для приема на программы МВА – GPA (Grade Point Average) – максимальное количество баллов 4, минимальное для поступления, как правило, около 2.5

IACBE (International Assembly for Collegiate Business Schools – Международная ассамблея университетских школ бизнеса)

Штаб квартира IACBE находится в США. Ассамблея работает на международном уровне через центры в Европе, Латинской и Южной Америки, Азии и Стран Тихоокеанского Бассейна. IACBE является специализированным органом по аккредитации программ бизнес образования и связанных с ними программ в области высшего образования. IACBE работает в основном с небольшими и средними четырехгодичными программами.

Intercompany Program - Межфирменная программа

(см. Company Program – программа для компании)

INTERNATIONAL PROGRAM Международная программа

Этот термин используется для обозначения целого ряда вещей. Он может описывать направленность программы, например, программа со специализацией “Международный Бизнес” с соответствующим учебным планом.

Так же этот термин может говорить о составе студентов, обучающихся на курсе - например, по данной программе учатся студенты из разных стран.

Данный термин может подразумевать программу, осуществляемую в разных странах, используя, например, методы дистанционного обучения или через местные учебные учреждения, получившие одобрение/франшизу по данной программе.

И, наконец, этот термин часто используется для описания программ, в рамках которых студенты учатся, выполняют задания и проекты, проживают в других странах. В таких случаях предлагаются две или более школ, расположенных в разных станах, которые создают совместные международные программы и организуют обмен студентами по этим программам.

Internet Program

(см. Electronic Program - электронная программа)

Location - Месторасположение

В базе данных этот термин используется для описания места, где осуществляется программа. Поэтому он применяется только для программ, в рамках которых необходимо присутствие студентов в школе. Месторасположением программы, как правило, является здание бизнес школы. Но это не всегда так: некоторые школы ввели в действие механизмы, по которым обучение студентов по данной программе проходит в других местах, например, это может быть сотрудничество с другими организациями или же создание кампусов филиалов.

MODULAR PROGRAM Модульная программа

Этот термин описывает структуру программы. Модульная и вечерняя программы могут быть очень похожи. Вечерние программы, однако, требуют регулярного частого посещения школы или другого места проведения занятий в течение какого то, обычно короткого, времени. При модульной форме обучения, как правило, необходимо более редкое, но и более длительное посещение школы – от нескольких дней до нескольких недель.

Open Program - Открытая программа

Этот термин иногда означает то же, что и “программа дистанционного обучения”. В данном случае подразумевается, что благодаря способу осуществления программы, она становится более доступной – “открытой” - для всех желающих.

Но чаще всего этот термин относится к вступительным требованиям. Это программа, которая не имеет традиционных требований к поступающим – она доступна для тех, кто не получил официального образования или получил образование в другой сфере, но имеет большой опыт практической работы в данной области.

PART TIME PROGRAM Вечерняя программа

Эта форма обучения, как правило, требует регулярного, частого, но непродолжительного посещения занятий в школе или другом месте, где осуществляется данная программа. Отличие от модульной программы заключается в продолжительности и регулярности посещения школы.

QAA - Quality Assurance Agency – Агентство по обеспечению качества высшего образования

Эта государственная правительственная организация Великобритании осуществляет контроль и стремится обеспечить надлежащее качество в сфере высшего образования. QAA проводит проверки высших заведений и публикует свои выводы по результатам проверок.

Последние несколько лет организации-предшественники QAA оценивали качество обучения и проведение исследований в институтах, выставляя им оценки или относя их к определенной категории. Эти оценки иногда упоминаются школами при описании себя и своих программ.

RANKINGS Рейтинги

Рейтинги МВА программ и бизнес - школ получили широкое распространение в некоторых странах – например, в США. Результаты подобных рейтингов обычно публикуются в бизнес – прессе или на бизнес - страницах государственных газет. Изначально, цель таких рейтингов состоит в том, чтобы информировать рынок об авторитетности и популярности различных программ и школ. К сожалению, критерии оценки иногда сильно отличаются и не всегда оглашаются заинтересованным лицам, поэтому результаты таких рейтингов могут быть обманчивы. Так, например, рейтинг школ, основанный на мнении работодателей о качестве образования выпускников МВА, может быть объективен по отношению к школам, предлагающим двухгодичную дневную программу обучения. Однако такая оценка не подойдет для вечерних, дистанционных программ и программ для руководящих работников.

Рейтинг, основанный на среднем бале GMAT поступающих на программу, вероятно, не подойдет для программ, осуществляемых за пределами США. По критериям AACSB сложно оценить большинство неамериканских программ.

Большинство ведущих школ и программ появляются на верхних строках различных рейтингов на то или иное время. Это, вероятно, является лучшим показателем статуса школы. Поскольку разнообразие школ очень велико, нет универсального метода оценки школ или программ и постоянное лидерство в каком либо рейтинге, как правило, не может быть достоверным.

STRUCTURE Структура

Как правило, этот термин используется для описания основных форм обучения по данной программе. Это может быть дневная, вечерняя, модульная и дистанционная программы. Последняя, пожалуй, является самой разнообразной.

TOEFL - Test of English as a Foreign Language – Тест на знание английского языка как иностранного

Это один из самых известных тестов на знание английского языка, как иностранного. То есть данный тест оценивает знание английского языка у тех, для кого английский язык не является родным. Как правило, прохождение этого теста обязательно для таких людей, если они поступают на программу, обучение по которой ведется на английском языке, особенно когда нет возможности провести собеседование. Минимальный проходной бал по тесту TOEFL для поступления на программу МВА, как правило, 550. Также можно отметить Test of Written English (тест на уровень владения письменным английским языком) и Test of Spoken English (тест на уровень владения устным английским языком).

Validation – Одобрение, подтверждение

Данный термин имеет много значений, но в данном случае подразумевается, что программа была “одобрена” учреждением, которое может присуждать степени в какой либо квалификации, в данном случае МВА. То есть студенты, обучающиеся по одобренной программе, получат диплом МВА от другого института. Это необходимо когда учреждение, запускающее данную программу, не имеет права присуждать степени или если проверяющее учреждение имеет более высокий статус. Одобренная программа может сильно отличаться от направленности проверяющего института. Однако, возможен вариант, когда одобренная программа во многом совпадает с программами проверяющего учреждения, но имеет ряд особенностей, учитывающих местные условия. В любом случае студенты получат степень в другом образовательном учреждении.

Video Conference Program

Программа, использующая при обучении видеоконференции

(см. Electronic Program – электронная программа)