Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

РЕЙТИНГИ MBA руководство к действию?

Подготовила Наталия ЗУБКОВА.

НЕДАВНО БРИТАНСКАЯ ГАЗЕТА FINANCIAL TIMES (FT) ОПУБЛИКОВАЛА РЕЙТИНГ 100 ЛУЧШИХ ПРОГРАММ МВА В МИРЕ. ПОДОБНЫЕ СПИСКИ ЭТО ВЛИЯТЕЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ СОСТАВЛЯЕТ УЖЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ ПОДРЯД.

НА ВОПРОСЫ “О&К” ОТВЕЧАЮТ:

Уильям КУСЕР,

заместитель декана программ МВД в University of Chicago Graduate School of Business

Скотт ЭДВАРДС,

координатор по маркетингу в Oxford Sand Business School -University of Oxford

Вальтер ЛАЗАРРИ,

профессор, директор программы MBA в SDA Bocconi school of management

Раймон УЗЛЕ,

директор программы MBA в Reims Management School

Результаты рейтинга основаны на опросах выпускников программ МВА, отработавших три года по специальности, и сопоставлении их ответов с информацией, полученной в самих бизнес-школах. Рейтинг учитывает три фактора:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ — на основе зарплаты выпускников, возврата вложенных инвестиций и статистики карьерного роста (55%);

СТЕПЕНЬ РАЗНОРОДНОСТИ СОСТАВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И РУКОВОДСТВА — женщины-мужчины, страна проживания, международная мобильность и знание языков (25%);

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — научные работы преподавателей, доля педагогов с ученой степенью и статистика докторских диссертаций (20%).

Но настолько ли точны приведенные оценки, чтобы безоглядно доверять им при выборе места учебы? Этот вопрос наверняка задает себе всякий, кто хочет получить хорошее образование и продвинуться по профессиональной лестнице.

Журнал “Обучение & карьера” решил узнать мнение об информативности и надежности подобных рейтингов у руководителей бизнес-школ, попавших и не вошедших в список лучших по версии Financial Times.

Приводим ответы на вопросы, полученные из четырех школ: University of Chicago Graduate School of Business (США) — 9-я в списке FT, Oxford Sand Business School — University of Oxford (Великобритания) — 19-e место, SDA Bocconi school of management (Италия) — 48-я позиция, Reims Management School (Франция) — не вошла в сотню лучших.

Можно ли на основании рейтинга судить о качестве школы, выбрать лучшую? Какой критерий следует учитывать в первую очередь?

Уильям КУСЕР:

Рейтинг бизнес-школ содержит ценную информацию. Он не только указывает на сильные и слабые стороны учебного заведения, но и подчеркивает его особенности. Однако подобные списки таят опасность.

Во-первых, слишком многие перспективные студенты обращают внимание исключительно на порядковый номер, занимаемый учебным заведением в табеле о рангах. Они даже не пытаются вникнуть в суть той или иной программы, понять, какие факторы учтены при распределении школ в списке. И поэтому порой упускают весьма важную характеристику или элемент курса, который был бы особенно привлекателен для них.

Во-вторых, многие талантливые учащиеся не понимают, что рейтинг — это попытка оценить все школы по одному и тому же критерию, который как раз может не иметь никакого значения для конкретного слушателя.

Советую пользоваться рейтингами следующим образом. Посмотрите на те из них, которые оценивают школы по разным критериям. Лучшие учебные заведения в данных списках стоит изучить более подробно — сначала по веб-сайтам, а потом воочию. Поездка в школу даст представление об уровне преподавателей. Вы узнаете, есть ли среди них известные специалисты, те, кто делает реальный вклад в современное понимание бизнеса и экономики. Кроме того, вы ощутите тамошнюю атмосферу, получите представление о составе и типе студентов: ведь вам решать, сможете ли вы провести несколько лет, плотно общаясь с этими людьми. Вы познакомитесь с обучающими методиками и спецификой школы, ее идеологией. Но окончательный выбор сможете сделать, взяв за основу собственные карьерные цели, интересы, более предпочтительную форму занятий (лекции или семинары, теория или решение конкретных задач), особенности характера. Повторю: не следует делать выбор только на основании того, какое место присвоил школе тот или иной журнал.

Скотт ЭДВАРДС:

На первых стадиях выбора программы МВА рейтинг может оказаться весьма полезным: он позволит составить собственный шорт-лист. Однако ограничиваться исключительно списком лучших недальновидно, ведь он учитывает лишь отдельные аспекты той или иной программы. Очень часто подобного рода оценки грешат неточностью — из-за слабой методологии, узости обзора или некорректного сбора данных. Подробное изучение веб-сайтов, беседы с выпускниками и посещение школы помогут получить более полную картину того, что на самом деле представляет собой программа МВА в той или иной бизнес-школе и насколько она соответствует вашим ожиданиям.

Важно сначала понять, почему вы решили поступать на программу МВА и что хотите от нее получить, а потом искать школу, которая будет соответствовать вашим требованиям. Хотите освоить азы теории менеджмента, получить диплом вуза с громким именем, который поможет подняться сразу на несколько ступенек по международной карьерной лестнице? Или же ваша цель познакомиться с большим числом единомышленников — соучеников и выпускников школы, которые со временем обернутся важными связями?

Вальтер ЛАЗАРРИ:

Рейтинги весьма полезны. Правда, они дают лишь поверхностное представление о качестве программы, которое в свою очередь зависит от множества факторов. Причем, если слегка изменить их роль и вес при составлении списка лучших, получатся разные результаты.

Оценки, выставленные разным школам, иногда отличаются незначительно. Разумеется, есть разница между 5-м и 50-м местами в списке. А вот попал ли ты на 10-е или на 20-е место, на 30-е или 50-е в основном вопрос везения или приоритетов: что важнее — игра в рейтинг или образовательный процесс.

Нередко при составлении шорт-листа используют устаревшую методику, поэтому итоговая картина не вполне соответствует действительности.

Раймон УЭЛЕ:

Когда школа получает высокий рейтинг, она соглашается с оценкой, не оспаривает ее точность и объективность. Если же учебное заведение оценивают не слишком высоко, у него закрадывается сомнение, а не покривили ли душой студенты и персонал, отвечая на вопросы анкеты. В этом случае школа высказывает претензии к формулировкам вопросов, настаивает на том, что архивы отличаются друг от друга и потому сравнение их неправомочно.

Каковы главные различия между американским и европейским подходами?

Уильям КУСЕР:

В организационном отношении различия, конечно, существуют. Большинство штатовских бизнес-школ связано с университетами, тогда как европейские чаще всего представляют самостоятельные учреждения или связаны с какими-либо корпоративными организациями. Хотя это едва ли приводит к сколько-нибудь существенным отличиям в подходе.

Скотт ЭДВАРДС:

Главное различие между американскими и европейскими программами МВА — их продолжительность и разнообразие. Штатовские программы чаще всего двухгодичные, в то время как большинство европейских курсов длятся один год.

Американские программы продолжительны и обстоятельны, европейские — короче, интенсивнее и дешевле. Курс МВА в Оксфорде длится один год, потому что мы убеждены: студент, получивший знания и навыки за год интенсивной работы, в конкурентной борьбе на рынке труда не уступает выпускнику двухгодичной программы.

Кроме того, европейские программы стараются набирать более разнообразный и международный контингент студентов. Типичная американская программа МВА счастлива, если у нее треть студентов — иностранцы. Оксфордская группа МВА на 94% международная, здесь в одном классе учатся канадские архитекторы и майоры американской армии, мелкие индийские предприниматели и сотрудники австралийских гражданских служб.

Вальтер ЛАЗАРРИ:

Эти различия стираются. Европейские программы становятся более фундаментальными и требовательными, а американские ориентированы на прямой выход в профессиональный мир.

Раймон УЭЛЕ:

Помимо новых тенденций в бизнес-образовании, перечисленных мною выше, европейцы стремятся разнообразить программы МВА, вступая в партнерские отношения с бизнес-школами в странах с быстро развивающейся экономикой (Индия, Китай, Южная Африка).

Китай и Индия — самые быстроразвивающиеся экономики сегодня. Но стоит ли ехать на MBA-курсы непосредственно в эти страны?

Уильям КУСЕР:

Думаю, многим студентам было бы полезно иметь представление об этих крупных рынках. Впрочем, это не значит, что надо проходить там полный курс МВА. Базовые знания, основные теории бизнеса не связаны с конкретным регионом — они глобальны по своей сути. А вот стажировка на местах могла бы пригодиться. Изучение отдельных дисциплин или ознакомительные поездки в Индию и Китай могли бы наглядно показать, как в этих странах реализуют глобальные теории. Например, в нашей школе в курсе предпринимательства предусмотрены десятидневные поездки в Китай для изучения конкретных бизнес-идей.

Раймон УЭЛЕ:

Здесь есть свои плюсы и минусы. Индийским и китайским студентам и менеджерам,наверное, дешевле и доступнее учеба дома. Однако существует риск получить узконаправленное образование, сосредоточенное исключительно на особенностях местного рынка. В таком курсе может не доставать обмена опытом с людьми, принадлежащими другим культурам и странам, получившими иное образование и трудовой опыт.

Назовите основные тенденции бизнес-образования в нынешнем году. Как они изменятся в будущем?

Уильям КУСЕР:

Главные направления те же:

глобализация предполагает подготовку менеджеров, ориентированных на международный рынок;

предпринимательство определяет спрос на менеджеров для большого и малого бизнеса, способных видеть новые возможности и на их основе выстраивать стратегию развития предприятия.

Вальтер ЛАЗАРРИ:

Основные тенденции таковы:

• больше внимания уделяется практическому обучению, а не академическим знаниям;

• более важным становится мультикультурный и международный опыт;

• расширяются связи с профессиональным миром: компании предоставляют студентам места для стажировок, на занятиях в школе учащиеся решают задачи, поставленные реальными фирмами. К тому же есть еще очень важное преимущество — обретение новых связей, которые затем помогут выпускникам в поиске работы.

Раймон УЭЛЕ:

Во Франции явно выражена тенденция создания специализированных магистерских про-

грамм, что осложняет жизнь таким программам МВА, как наша: с расширением рынка образовательных услуг труднее привлекать одаренных студентов, сокращается количество мест для стажировок, растет конкуренция на рынке труда.

И еще одна явно выраженная тенденция: французские программы МВА прилагают все больше усилий для привлечения иностранных студентов.

Каких выпускников предпочитают компании? Чего они ждут от молодых сотрудников?

Уильям КУСЕР:

Компании ищут людей, которые добивались бы успеха в их фирмах, а значит, зачастую предъявляют разные требования к претендентам. Однако есть одно общее: им нужны яркие, амбициозные сотрудники, способные креативно и неординарно решать важные для компании задачи.

Вальтер ЛАЗАРРИ:

Компании, конечно же, ищут талантливых, целеустремленных людей и хороших специалистов. Но главное для них — выяснить не то, “кто знает” и “кто не знает”, а “кто решает проблемы” и “кто создает проблемы”. Можно быть подкованным специалистом и при этом обладать неуживчивым характером.

Желательно еще на этапе поступления отсеивать людей, плохо ладящих с окружающими, и принимать тех, в ком угадываются задатки лидера.

Раймон УЭЛЕ:

Компании хотят видеть в выпускниках бизнес-школ свежую кровь. Они рассчитывают на аналитические способности молодых специалистов, на их умение разрабатывать стратегию, работать в коллективе и в конечном итоге добиваться желаемого результата.

Обучение & Карьера