Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

С удвоенной силой

За первое полугодие 2007 года российские компании привлекли с фондовых рынков $25 млрд, и почти половину из них — с международных. К концу года общая сумма сделок обещает превысить $36 млрд, а по некоторым оценкам и все $60 млрд. И это лишь одна из причин растущего спроса на специалистов с зарубежным дипломом в России. Но не каждый может уехать за кордон на один - три года. Многие российские бизнес-школы предлагают получить сразу два диплома, не покидая страны.

“Когда мы в первый раз повезли слушателей программы ЕМВА на стажировку в Роттердамскую школу менеджмента, — рассказывает Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА), — несмотря на многолетний опыт работы в бизнес-образовании, я довольно скептически относился к тому, что там могут дать: ну и хорошо, что Роттердамская школа менеджмента входит в пятерку лучших школ Европы, мы и сами с усами, и у нас тоже блестящие преподаватели! А группа оценивала перспективы еще более прохладно — поездка за рубеж воспринималась как отдых и развлечение. Но ребята получили по десять часов ежедневных интерактивных занятий, и им пришлось постоянно что-то писать и разрабатывать. После обеда — визиты в компании, а следующее утро начиналось с группового мозгового штурма, анализа сильных и слабых сторон увиденных компаний и вопроса: “Что вы можете внедрить из их опыта?” Должен сказать, мы еще очень многому можем поучиться у лидеров западного бизнес-образования”.

Отчасти компенсировать существующий разрыв отечественным бизнес-школам помогает сотрудничество с зарубежными партнерами. Есть несколько вариантов: студенческие обмены, стажировки преподавателей и студентов, приглашенные преподаватели, программы двойного диплома, проведение исключительно западных программ на базе отечественных бизнес-школ или вузов и т.д. Но не все из них дают возможность одновременного получения российского и западного диплома, даже если бизнес-школа обещает вам это.

Ты — мне, я — тебе

Мы уже давно привыкли к студенческим обменам и стажировкам. Но это практика первого высшего образования, к тому же не подразумевающая наличия второго диплома. Как правило, по итогам студент получает сертификат.

Совсем иное дело — программа двойного диплома. Такое сотрудничество с зарубежной бизнес-школой подразумевает согласование и взаимное признание программ, обязательный приезд представителей западного партнера в Россию, встречи с преподавателями, интервью со студентами и т.д. “Будущие партнеры изучают программы друг друга, находят аналогии и пересечения, и только добавляют те модули, которых недостает”, — отмечает Светлана Коробейникова, руководитель программы “Доктор делового администрирования” (DBA) Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ (ВШКУ).

Однако на практике схема “российская программа + зарубежная” работает лишь на программах первого высшего образования. По словам Сергея Мясоедова, сегодня ни одна западная бизнес-школа на уровне программ МВА и ЕМВА не дает возможности человеку, проучившемуся первый год на российской программе, уехать за рубеж и окончить программу там.

Чтобы получить полноценный зарубежный диплом в России, стоит выбирать или программу западной школы, имеющей представительство у нас (например, Vlerick Leuven Gent Management School и Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге), или зарубежную программу, открытую на базе российской бизнес-школы. Такие программы есть в Академии народного хозяйства при правительстве РФ (Kingston University, California State University of Hayward, Grenoble Graduate School of Business и др.), Международном институте менеджмента ЛИНК (Бизнес-школа Открытого университета Великобритании), ИБДА (Бизнес-школа Антверпенского университета), программа Университета Мэриленда в Иркутске и др. Как правило, западные бизнес-школы не возражают, если российский партнер после итоговой аттестации выпускников (проводится зарубежной бизнес-школой) выдаст еще какой-то свой документ. При этом все зарубежные университеты и школы бизнеса обычно очень трепетно относятся к своему бренду. В большинстве случаев “западники” — даже если, по нашему мнению, вуз является “середняком”, а именно такие европейские, реже американские вузы согласны сотрудничать — не допускают каких-либо серьезных исправлений в своей программе. Топовые бизнес-школы редко идут на сотрудничество с нашими программами. Сегодня, пожалуй, есть только одна — недельная стажировка для слушателей ЕМВА ИБДА, организуемая Роттердамской школой менеджмента (входит в Тор 5 европейских бизнес-школ).

Не все то золото...

Выбирая совместную программу, стоит учитывать ряд моментов, о которых не принято упоминать в рекламных проспектах. Например, европейский и американский образовательные стандарты предполагают порядка 500—600 контактных часов, в то время как на российских программах МВА эта цифра в два раза больше. Чтобы к зарубежному добавить еще и свой диплом, нашим бизнес-школам приходится “нагружать” выверенную годами и логически выстроенную программу различными курсами, необходимыми по ГОСТу. И если это не формальная приписка (что встречается довольно часто), то получается “тяни-толкай”.

Наличие одного или нескольких зарубежных партнеров — не только дань моде, но очень часто и показатель престижности, статусное™ программы. Многие отечественные бизнес-школы говорят о сотрудничестве с западными коллегами, но на поверку это не всегда соответствует действительности. Выявить “подделку” относительно просто. Любая западная школа бизнеса имеет детальное описание своей программы с указанием преподавателей. Фразы типа “мы не знаем, кто приедет”, “мы вообще не знаем, какие курсы они будут читать” — это сказочки из российской практики. “Хорошие зарубежные программы МВА очень сильно формализованы, — говорит Сергей Мясоедов. — И если идет набор, значит, программа прописана от начала до конца, включая даты приезда зарубежных профессоров и курсы, которые они будут читать. Конечно, в силу различных причин могут быть изменения внутри этого расписания, но, как правило, они составляют не более 3—5% от общего контента”.

Еще одна отличительная черта зарубежных программ — контроль качества (экзамены, проверка дипломных работ и т.д.) целиком лежит на зарубежных профессорах, что накладывает свой отпечаток на программу. Например, к списыванию и скачиванию работ из Интернета западные преподаватели относятся намного строже. Как правило, провинившихся отчисляют. В редких случаях разрешают пересдать весь семестр, предварительно повторно оплатив обучение. Помимо промежуточных экзаменов на зарубежных программах довольно много домашних заданий, выполнение которых также отслеживается очень жестко.

Кроме того, слушатель не получит диплома, если он пропустил больше 15-20% занятий. Это стоит учитывать при поступлении, особенно если работа предполагает частые командировки.

Трудности поступления

Чтобы попасть на двустороннюю программу, нужно соответствовать ряду требований. И прежде всего это опыт работы (для МВА обычно два-три года, ЕМВА — семь-восемь лет, для DBA — десять лет управленческого стажа) и свободное владение английским языком. Последнее обязательно, так как львиную долю совместной программы преподают зарубежные профессора, как правило, без перевода.

В то же время недостаточное знание языка не всегда становится препятствием для поступления на программу. Пока среди мотивированных на получение западного диплома довольно много тех, кто учился в советских вузах, когда иностранный язык еще не был нужен. Они знают его на бытовом уровне, но этого мало для освоения учебной

программы. Для таких людей в большинстве российских бизнес-школ есть специальные программы подготовки по английскому языку с акцентом на терминологию программы МВАи ЕМВА зарубежного партнера. Однако, как отмечает Светлана Коробейникова, год от года языковой барьер становится все ниже.

Кроме общепринятых требований некоторые бизнес-школы устанавливают свои критерии отбора. Например, партнер ВШКУ по программе DBA — Европейский институт международного менеджмента — в качестве обязательного условия обучения ставит окончание партнерской программы предыдущего уровня (МВА, ЕМВА).

Чего хотят работодатели

С одной стороны, добавление к зарубежной программе МВА российского диплома — выигрыш, поскольку он понятнее и авторитетнее для российских работодателей. С другой — если вы планируете работать в иностранной компании, вряд ли он вам понадобится (по оценкам экспертов, лишь для 10-15% слушателей зарубежных программ действительно важен российский диплом). К тому же в случае необходимости можно удостоверить свой зарубежный диплом МВА (для этого в Министерстве образования есть специальный отдел) и получить российский государственный диплом о профессиональной переподготовке.


Ученье — свет

Сегодня качество преподавания в лучших отечественных бизнес-школах ничем не хуже, чем в зарубежных, что подтверждает международная аккредитация этих школ. Тем не менее разнообразием специализаций двусторонние программы не отличаются. Как правило, основной акцент делается на международных аспектах ведения бизнеса: правовые условия, условия функционирования финансовой системы, инфраструктуры бизнеса у нас и, например, в ЕС или Азии серьезно отличаются. “Нельзя зарубежный кейс привезти сюда и, заменив лишь имя Джон на Иван, учить, как нужно действовать, — отмечает Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при правительстве РФ. — Так можно научить только работе в той культурной среде, где создавался этот кейс. Нам нужно придумывать что-то свое”.

Именно поэтому на хороших двусторонних программах работают международные команды преподавателей. Как правило, на откуп зарубежным профессорам отдают курсы по операционному менеджменту, корпоративным и стратегическим финансам — здесь необходимо очень жесткое оттачивание техники расчетов, проектной деятельности, знание формул, знание базовых определений и т.д. Все это уже отработано за рубежом, и в этих областях иностранцы намного сильнее наших преподавателей. По вопросам общего и стратегического маркетинга также выручают зарубежные профессора. К тому же большинство из них — практикующие маркетологи, консультанты, у которых есть либо свои маркетинговые фирмы, либо они работают консультантами в ведущих зарубежных компаниях. Однако стоит учитывать, что у зарубежных профессоров уходит примерно три-пять лет на то, чтобы понять специфику российского бизнеса. В свою очередь, российские профессора сильны в дисциплинах, связанных с количественными и оптимизационными моделями, психологией формирования и развития личности, организационным поведением.

Помимо обычных курсов двусторонняя программа должна включать и спецкурс по зарубежному диплому. Светлана Коробейникова объясняет: “У нас в программе есть спецкурс, который знакомит с методологией и методикой написания дипломного и исследовательского проекта по западным стандартам, в частности, по гарвардской методике. Слушатели получают всю информацию вплоть до дизайна проекта. Они участвуют в тренингах, семинарах, презентациях работ по гарвардским требованиям и т.д. Этот курс проводится на протяжении всех трех лет обучения”.

Кто где

Выпускники хороших зарубежных программ всегда востребованы, и звездные карьеры, о которых вам могут рассказать в бизнес-школах, — прямое тому подтверждение. Помимо традиционного спроса на таких специалистов в иностранных фирмах наличие второго диплома сегодня все актуальнее и для многих отечественных компаний. По мнению Светланы Коробейниковой, “российские компании становятся международными и теперь они предпочитают иметь сотрудников как с российским, так и с зарубежным дипломом”.

Прежде всего это относится к крупным компаниям. “Если человек рассчитывает работать в среднем, малом бизнесе или в органах управления, то вполне достаточно российского диплома, — считает Владимир Зинов. — А если собирается уйти в транснациональную корпорацию или делать карьеру в крупном бизнесе, то лучше получить и наш диплом, и зарубежный”.

Чтобы понять, где сейчас востребованы “специалисты двойного назначения”, надо присмотреться к отечественному рынку: какие его отрасли наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов и какие российские компании вышли на зарубежный рынок. В первую очередь это сырьевые гиганты (нефть, газ, металлургия) и предприятия нефтехимической промышленности. “У нас несколько руководителей компании “ЛУКОЙЛ” окончили российскую программу ЕМВА, а несколько крупных руководителей компании Lukoil Overseas, то есть “дочки” “ЛУКОЙЛа”, которая занимается всеми зарубежными операциями, окончили нашу программу на диплом Антверпенского университета”, — рассказывает Сергей Мясоедов. По его наблюдениям, всегда значительно присутствие слушателей из сферы IT, с предприятий Фарминдустрии (обычно это или зарубежные бренды, или смешанные предприятия с участием российского и зарубежного капитала).

Достойная замена?

В отличие от своих американских и европейских коллег российские бизнес-школы не организуют стажировок как таковых (то есть несколько недель работы в какой-то компании) — это слишком дорогое удовольствие. То, что обычно называют стажировкой, на самом деле один из учебных модулей (как правило, одна или две недели за рубежом). Такая стажировка есть на многих зарубежных программах и позволяет взглянуть на мир по-новому, получить дополнительную языковую подготовку, знание терминологии на языке, почувствовать разницу в ведении бизнеса в России и за рубежом. После этого делать карьеру в зарубежной компании или продвигать свой бизнес за границей будет намного легче.

Светлана Коробейникова: “Стажировка — это, конечно, не международная программа, но она дает возможность на месте познакомиться с реальными условиями применения тех навыков, которые дает обучение. Конечно, краткосрочной стажировки недостаточно для того, чтобы получить полное представление об экономике и бизнесе в стране, — для этого нужно там поработать, читать, изучать ее особенности: правовые, условия ведения бизнеса, ментальные, национальные. На стажировке все это можно только увидеть и почувствовать себя в этой среде”.

Смотрите таблицу   Совместные программы бизнес - образования MBA

Наталья Клименко

сентябрь 2007 КАРЬЕРА