Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Мода на мини

Первые программы мини-МВА появились в России два-три года назад. За последние полгода их количество выросло в пять раз, мини-МВА предлагают даже такие серьезные школы, как ГУ-ВШЭ. Что это —укороченная версия классической МВА или просто набор тренингов в красивой упаковке? «Карьера» изучила соответствующий рынок и сделала свои выводы.

На сайте Русской школы управления немало отзывов выпускников программ м мини-MBA. Само собой, в основном они благодарят alma mater за свое «счастливое детство». Например, Светлана Якименко, директор проекта «Кешер» Международной женской еврейской организации, пишет: «Я очень довольна, что мне встретились преподаватели, которые были лояльны к моим нестандартным запросам, внимательны и оказывали всестороннюю помощь. В том числе и в создании стратегической программы развития нашего союза, чему и был посвящен мой выпускной проект». Ее поддерживает Наталья Девяткова, генеральный директор «Денова консалтинг» (ее карьера, по собственному признанию, когда-то начиналась с должности секретаря): «Мне понравилось, как выстроена структура обучения, очень удобный формат: несколько дней учебы ежемесячно в течение полугода. Есть время для осмысления полученных знаний и апробации их в реальной жизни».

Но не стоит обольщаться: у мини-МВА имеются и недостатки. И подходят эти программы не всем.

Новинка рынка

По оценке Александра Федорова, руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами Международной академии бизнеса, российский рынок обучения менеджеров среднего звена сейчас освоен лишь на 10—15%. В России есть прекрасные программы для топ-менеджеров; масса возможностей для подготовки линейных менеджеров как внутри компаний (в корпоративных университетах и учебных центрах), так и в государственных университетах. А вот программ, ориентированных на тех, кто имеет опыт, но еще не достиг карьерных высот, не так уж много, хотя тренингов, семинаров, конференций в избытке. Отчасти этот пробел заполняют программы мини-МВА. Но соответствующий рынок только формируется, поэтому каждый его участник рассказывает о мини-МВА что-то свое. Одни уверяют, что создали программу сами, другие упоминают о зарубежных партнерах. Кто-то принимает всех желающих, кто-то устраивает входное тестирование или собеседование и может отказать абитуриенту при недостаточном уровне подготовки или отсутствии необходимого опыта. Некоторые полагают, что их программу выбирают потому, что она представляет некий «облегченный» вариант, другие предупреждают о грядущих трудностях. И абсолютно все уверены, что их программа уникальна.

Кому это надо

Как правило, требований к слушателям программ мини-МВА всего два: высшее образование и опыт работы. Но в каждой бизнес-школе их трактуют по-разному. Например, в Международной академии бизнеса уверены, что слушатель должен иметь один-три года «руководящего» стажа. Александр Федоров объясняет: «Если опыта работы нет, скорее всего, человеку будет неинтересно. Если опыт меньше года, не факт, что программа будет пройдена успешно. А проработавший больше трех лет человек уже, как правило, хорошо знает специфику своей профессии и не нуждается в такого рода образовании».

В Русской школе управления, напротив, ориентируются на людей с большим опытом. Глеб Купреев, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «РЭЙ-спорт» (выпускник Русской школы управления), уверен: «Мини-МВА подходит далеко не каждому — настолько там все четко, целенаправленно и ориентировано на практические задачи. На эту программу надо приходить подготовленным, зрелым, с богатым опытом. Я думаю, не меньше пяти-семи и лет».

Отличаются программы и по целевой аудитории. «Мы намеренно не делаем нашу программу специализированной, так как она предназначена для менеджеров высшего звена из различных отраслей, — говорит Елена Паскаренко, директор по рекламе и PR Русской школы управления. — Управлять бизнесом или предприятием - - значит уметь посмотреть на бизнес сверху, чтобы оценить перспективы развития, найти новые точки опоры. Программа рассчитана на то, что в будущем наши слушатели откроют свое дело, поэтому им необходимо знать общие механизмы построения и работы бизнеса. Управленец должен разбираться во всех его составляющих. Вот почему слушатели изучают и финансы, и маркетинг, и менеджмент, и управление проектами».

Александр Федоров представляет целевую аудиторию мини-MBA иначе: «Такое образование нужно прежде всего руководителям среднего звена, с опытом, но без специального образования, которые не могут или не хотят учиться на классических одно-двухлетних программах МВА».

Mini или maxi?

Мини-MBA часто пугают с классической МВА, тренингами и краткосрочными программами типа повышения квалификации. По словам Александра Олейника. директора Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, программы мини-MBA более гибкие, специализированные (конкретные функции и специализации менеджеров, конкретные отрасли бизнеса), экономичные и весьма эффективные для быстрого освоения важнейших компетенций. В то время как МВА — фундаментальная, обширная, ГОСТированная, дорогая и требующая значительных временных затрат программа для всестороннего развития компетенций менеджеров высшего звена.

Во многом мини-МВА повторяет классическую программу МВА. Но в укороченной версии предпочтение отдается технологиям, а теория носит, скорее, вспомогательный характер. Елена Паскаренко уверяет: «Здесь нет предметов из обычной МВА, которые относятся к бизнесу лишь опосредованно. Например, иностранного языка — вряд ли человек сможет «заговорить», изучая какие-то дежурные курсы; нет информатики, статистики и т.п. Срок обучения короче, следовательно, реализуется более практический подход к подаче знаний». «Мы оставили чисто практические курсы, необходимые клиенту для решения его бизнес-проблем и бизнес-задач, — рассказывает Александр Федоров. — Учитывая, что госстандарт для мини-МВА не разработан (есть лишь ограничения по количеству учебных часов), слушатель сам выбирает конфигурацию подготовки, которая ему нужна».

Но мини-MBA не стоит воспринимать как некий набор тренингов. Хотя тренинги, семинары, презентации и т.п. используются в учебном процессе. «Мини-МВА — это все-таки системная, логично выстроенная программа уровня профессиональной переподготовки, затрагивающая многие менеджерские компетенции, — считает Александр Олейник. — Тогда как краткосрочные программы тренингового типа предназначены для развития конкретных навыков (мерчендайзинг в конкретной сети магазинов, технология продаж конкретных продуктов и т.п.)». С ним согласна и Елена Паскаренко: «Тренинги — это локальная подача знаний и определенная узкая тематика. У нас же комплексная программа».


Всему свое место

«Младенческий возраст» программ мини-МВА — причина их многих бед. Ни одна из них не имеет госаккредитации (правда, старейшие программы уже начали ее проходить), поэтому их выпускники не получат диплом государственного образца. Малый срок жизни «мини-формата, разброд в приоритетах, путаница в головах как потенциальных слушателей и клиентов, так и оппонентов- представителей других типов бизнес-образования, - приводят к тому, что многие не воспринимают мини-МВА всерьез или относятся к этим программам враждебно. Александр Федоров: «Представители бизнес-школ ведут себя достаточно агрессивно, что вполне объяснимо. Когда на переполненный рынок классических программ МВА выходит конкурентоспособный, более гибкий и «облегченный» вариант, то, вполне естественно, бизнес-школы объединяются против него и говорят, что в мини-МВА недостаточно хорошо проработана методология обучения, не те преподаватели, что это вообще профанация и т.д. На самом деле у них нет оснований для критики, а у нас — для беспокойства: мы находимся в разных весовых категориях».

«Мы ни в коем случае не конкуренты стандартной МВА, потому что цели и задачи у нас разные, — соглашается Елена Паскаренко. — Наша аудитория — это, как правило, собственники, руководители, директора предприятий среднего и малого бизнеса, либо функциональные руководители. Наша программа для тех, кто точно знает, что не будет сейчас тратить большую сумму денег на классическую МВА, и не может два года жизни отдать учебе. При этом у человека есть потребность быстро применить полученные знания на практике».

Кому диплом, а кому — знания

«Практика всем полезна, — продолжает Елена Паскаренко. — Но если ты отучился в институте 15 лет назад, кроме практики нужна еще и какая-то теория, чтобы двигаться дальше. Поэтому обучение, как правило, строится так: теория плюс разбор российских и зарубежных кейсов. Хотя слушателям больше всего нравится, когда решают их конкретные проблемы. В этом заключается консультационный характер программы».

«На каждом курсе нам давали рабочие кейсы, которые действительно переворачивали наши представления о способах ведения бизнеса, — рассказывает Глеб Купреев. — Когда все участники группы за 30 минут путем логических построений приходили к выводу, что рассматриваемая компания должна разориться, а позже выяснялось, что на самом-то деле она преуспевает, мы понимали, что бизнес так же сложен и непредсказуем, как жизнь. Просто знать теорию и уметь логически рассуждать недостаточно. Ведь есть еще и такое понятие, к примеру, как «интуиция собственника»... Думаю, нас пытались научить именно этому: «рациональное» сопрягать с «иррациональным», анализировать и принимать правильные решения».

Но выбирая мини-MBA, помните: эта программа не для тех, кому нужны статусные «корочки». И если вам важно «поднять» карьеру и увеличить свой потенциал за счет нового диплома, стоит подумать о классической программе МВА.

Глеб Купреев: «Я серьезно изучал рынок примерно год-полтора — были сомнения, что какой-либо институт сможет дать мне необходимую подготовку. Собирал отзывы выпускников разных вузов. Многие жаловались на переизбыток информации, на академичность образования, оторванность от жизни: был повтор первого высшего с одной ремаркой — специализация. Меня это не устраивало. В итоге я пришел к выводу, что МВА в том формате, который есть, мне не подойдет. А мини-МВА — то, что нужно: все по делу и сжато. Я четко понимал, куда иду, понимал, что такая программа не подходит тем, кто просто хочет увеличить свою зарплату, предъявив диплом МВА. Но меня это полностью устраивало».

Что дает обучение на программе мини-МВА? Александр Федоров говорит, что прежде всего — системное представление о своей работе, возможность взглянуть на нее со стороны, новый круг общения. Но большая часть слушателей все же ценит эти программы именно за возможность быстрого применения полученных знаний. «Все занятия заканчивались моими личными семинарами в компании, — рассказывает Глеб Купреев. — Я делился с коллегами и прежде всего с руководителями смежных подразделений приобретенным опытом, рассказывал о «продвинутых инструментах» решения бизнес-задач. Например, в сфере работы с кадрами затрагивал вопросы отношения к людям, подбора персонала, мотивации; объяснял, как правильно расставаться с людьми, как правильно нанимать их. Многое изменилось и в маркетинговой политике — это коснулось и продукта, и его качества, и его позиционирования, и цены, и сегментации рынка. Но, несмотря на это, я признаю: мини-MBA — не панацея от всех проблем. В конечном счете все зависит от самого человека». Кстати, с последним утверждением согласны и выпускники «классических» программ МВА (в том числе западных). А сможет ли новый формат стать серьезным игроком на рынке бизнес-образования — покажет время.

Наталья Клименко

Журнал Карьера