Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Философия MBA

MBA (Master of Business Administration)-это не только (знания, но и прочные связи в сфере предпринимательства. Уникальность современных программ делового администрирования заключается в удачном сочетании «международного измерения»

Кому и зачем нужно бизнес-образование

Сегодня в любой ведущей бизнес-школе мира можно встретить слушателей из России. Они уверены, что полученная степень МВА даст им возможность работать на Западе или же обеспечит стремительный карьерный рост на родине. Вполне успешные и состоявшиеся личности считают бизнес-образование дополнительным импульсом к развитию собственного дела.

ЗА ФАСАДОМ МВА

МВА — самая известная и престижная в мире форма подготовки профессиональных управленческих кадров высшей квалификации, а диплом по этой программе — зеленый свет в бизнесе. Повальное увлечение курсами МВА в конце XX столетия мало у кого вызывало удивление. Ведь для того чтобы быть полноправными партнерами зарубежного бизнеса, необходимо учиться по международным стандартам. Когда же через пару лет деловое администрирование успешно прижилось в российских условиях, стала понятна истинная причина небывалой популярности бизнес-школ в нашей стране. Оказалось, за внешней атрибутикой и престижностью стоит целая философия, почитаемая во всем мире.

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ...

Одна из основополагающих установок МВА гласит: «Учись учиться всю жизнь. Совершенствуй себя и умей находить истину». А процесс обучения базируется на нескольких принципах: солидное академическое образование, комплексная теоретическая подготовка, использование передовых разработок в области менеджмента, блестящее знание иностранных языков, а также овладение необходимыми для цивилизованного предпринимательства навыками бизнес-этикета, проведения презентаций, переговоров.

В России в школах МВА, как правило, готовят топ-менеджеров на базе опыта практической работы и высшего образования по любой специальности. Форма обучения — очно-заочная, срок учебы составляет один-два года. Занятия проходят поэтапно, согласно специально разработанной методике тренингов и семинаров по комплексному решению различных проблем формирования стратегического подхода к ситуациям, выработке системного аналитического мышления. Причем микромодели жизненных ситуаций и проблем разыгрывают в процессе бизнес-игр, в которых участники творчески взаимодействуют, обмениваются идеями и опытом.

«Качество любого курса МВА в первую очередь определяется актуальностью и наглядностью прецедентов, предлагаемых слушателям для решения, тем самым удается смоделировать конкретные проблемы, особенно характерные для реальных предприятий и финансовых рынков, где им придется работать»,— рассказывает обладатель степени МВА, выпускник Высшей школы  международного бизнеса при Академии на родного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Ходаков.

Получение степени МВА предполагает изучение целого спектра базовых дисциплин и формирует широкий взгляд на предпринимательство, позволяющий руководить любой компанией независимо от того, в какой сфере она действует. Важная отличительная черта бизнес-образования —наличие высококвалифицированного преподавательского состава. Традиционно большинство педагогов имеют свои собственные исследовательские проекты, почти все являются не только лекторами, но и практическими консультантами.

Несмотря на организационные различия программ МВА, у них у всех общая структура. Процесс обучения делится на три этапа, в ходе каждого слушателю необходимо набрать определенное количество баллов, то есть сдать экзамены по предметам, обязательным для изучения, и защитить дипломную работу. Только после успешного завершения всех экзаменаций ему присуждают академическую степень магистра управления бизнесом — МВА, которая представляет собой также своеобразный знак неординарности специалиста.

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПЕРВЫМ? ИЩИ!

В современном мире все новое дает человеку уникальный шанс попасть в число первооткрывателей. В случае успеха благородный риск приносит основателю баснословную прибыль и славу. По мнению В. Ходакова, задача преподавателей МВА — выработать у слушателей нестандартный взгляд на вещи, подвигнуть к новаторству. Хочешь быть первым? Пробуй сделать что-то свое, оригинальное. Однако для этого человек должен быть настроен на непрерывный поиск бизнес-ресурсов в окружающем пространстве — качество настоящего специалиста. Здесь пригодится навык «сканирования» мира сквозь призму профессионального использования. Расширить собственный горизонт помогают тренинги Как известно, основное условие для принятия эффективного объективного решения — наличие адекватной информации. А единственный способ ее получения — коммуникация.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Очевидно, если коммуникации между людьми неэффективны, они не смогут договориться об общей цели, реализовать планы и задумки. Обычно если руководителю удается донести до подчиненных обоснование своих решений, то это значительно повышает шансы на успешное выполнение последних. Немаловажной деталью является умение делегировать задания и полномочия исполнителям. «Самые эффективные менеджеры получаются из тех, кто умело использует способности других на благо общего дела, — поясняет Владимир Ходаков. — Однако пока сотрудники не понимают, какое вознаграждение предложит им организация за хорошо выполненную работу, они не мотивированы трудиться с полной отдачей. Настоящий профи к каждому подбирает свой ключ».

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

До недавнего времени в обязанность руководителя входило обеспечить своей компании стабильный доход. Теперь же актуальной становится тема социальной ответственности лидера. Конечно, бизнес-образование — не панацея от всех болезней общества, но оно способно определенным образом воздействовать на слушателей: развивать в них чувство

уважения к всеобщим универсальным ценностям. По словам Владимира Ходакова, на Западе в хорошей бизнес- школе обязательно уделяют внимание нравственным аспектам, вопросам охраны окружающей среды, этики, здоровья и бедности, заботы о людях.

В частности, обсуждают темы соблюдения трудовых прав, порядка организации рабочих мест, социальные пакетов служащих. Постепенно данная практика получает распространение и в России.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

Уроки профессора мирового уровня универсальны: не важно, приехал он из Англии или Австралии. Полученные в бизнес-школе знания применимы на любой территории. Такие предметы, как стратегия или операционный менеджмент, принципы лидерства, во всем мире читают одинаково. Кроме того, менеджер с дипломом классического МВА в принципе может возглавить любую компанию, чего не удастся сделать ни одному узкому специалисту. Целостный взгляд

на мир, системность мышления позволяют настоящему профессионалу быстро постигать суть отдельных элементов, распознавать функциональные проблемы и определять перспективы развития компании.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Согласно философии МВА современный темп изменения и увеличения знаний настолько быстр, что стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения, служит базой для определения целей и возможностей организации. Обладатель степени МВА имеет навыки привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных. Причем выбор того или иного варианта инвестирования гарантирует их возврат на основе эффективного использования ресурсов. «Программы бизнес-школ в первую очередь ориентируют слушателей на создание инновационных инкубаторов (еще не нашедших должного признания как в сфере науки и инновационной деятельности, так и в промышленно-производственной сфере), — рассказывает Владимир Ходаков. — Учат формированию документально-аналитической базы для получения целевых кредитов».

ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Под воздействием личного опыта, образования и социально-экономического фона формируются наши ценности. А они в свою очередь влияют на стратегический образ действий.

Получение степени МВА предполагает изучение целого спектра базовых дисциплин и формирует широкий взгляд на бизнес, позволяющий руководить любой компанией.

Иными словами, мы следуем определенной линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов. Ценности высшего руководства проявляются в выборе типа управления, а также в задачах организации. Хорошо, когда цели компании совпадают с интересами работников. А если идут вразрез? Если фирма не заботится о профессиональном росте сотрудников, не реагирует на факторы социального поведения? Как известно, мотивация к труду не сводится к одним лишь деньгам. Иначе будет потерян всякий интерес к работе. Человек нуждается в социальной активности, в общении и реализации своего потенциала. Степень МВА как раз и создает все предпосылки для личностного роста. Как отмечают специалисты, чувство удовлетворения от своего труда появляется вместе с новыми возможностями продвижения по службе, интересными знакомствами, встречами с неординарными людьми и т. п. Это в свою очередь приводит к повышению интенсивности и результативности деятельности.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Еще одним существенным преимуществом программы МВА (хотя кому-то это может показаться недостатком) является жесточайший конкурсный отбор кандидатов. Будущие слушатели обязательно должны иметь законченное высшее образование на уровне бакалавра и опыт работы. При поступлении на отделение МВА необходимо сдать международный вступительный экзамен на магистерские программы, а так-же тест IELTS или T0EFL по английскому языку. Кроме того, все абитуриенты проходят тестирование на индивидуальные характеристики. Здесь оценивают психометрические параметры человека, его потенциал и способность адекватно воспринимать обучение на таком уровне. По мнению Владимира Ходакова, в России одним из главных критериев отбора является личная мотивация: почему слушатель хочет повысить свою квалификацию, какие цепи ставит перед собой? Многое зависит от индивидуальных характеристик: способности к целеполаганию, силы воли. Почему выбор пал именно на эту, а не любую другую бизнес-школу? Важно понимание внутренней структуры предпринимательства и умение ориентироваться в бизнес-процессах. Люди могут не знать каких-то теоретических аспектов, но они должны четко формулировать основные цели, понимать миссию и специфику бизнес-среды.

Зато в случае поступления посчастливится учиться вместе с людьми, уже достигшими определенных успехов, с которыми можно проконсультироваться по многим вопросам. Кроме того, на программе не окажется откровенно слабых слушателей, тормозящих весь учебный процесс. Кстати, нередко в бизнес-школах однокашниками оказываются бывшие космонавты, кинопродюсеры, агенты по недвижимости и т. д.

Еще недавно у бизнесменов не было возможности так масштабно обмениваться профессиональным опытом. В настоящее время созданы все условия для увеличения в нашей стране числа высокообразованных коммуникабельных людей, способных построить долгосрочные отношения с зарубежными коллегами. МВА вселяет надежду, что бизнес в России станет цивилизованным.

Людмила МИШИНА,  Александр БИРЮЛИН (комментарии)

Эдуард Сагалаев Президент национальной ассоциации телерадиовещателей

Учиться вообще, следует всю жизнь.

Среди молодых работников разных отраслей экономики и сферы обслуживания наблюдается настоящее поветрие: необходимо получить дополнительное образование МВА для дальнейшего карьерного роста. Спорят и работодатели — надо или нет? Лично я считаю его нужным и важным фактором при рассмотрении кандидатуры на замещение различных, в том числе руководящих, вакантных должностей и на повышение по службе. Вижу и знаю, как многие мои знакомые, выступая в качестве нанимателей, положительно оценивают специалистов, имеющих в своем арсенале степень МВА. Деловой мир все чаще и чаще обращается к услугам подготовленных, высококвалифицированных профессионалов, имеющих несколько дипломов о высшем и дополнительном образовании. Таковы реалии нынешнего этапа рыночного развития страны.

И на телевидении, где идут достаточно болезненные процессы смены поколений и замены кадров, образование играет важную роль.

Совсем недавно, когда рухнули советская система и социалистический строй, когда открылись новые горизонты работы и расширились возможности реализации творческих способностей людей, мы пережили качественный скачок отечественной телеиндустрии. Стали возникать новые телеканалы, новые радиостанции. В штат тогда брали, извините, кого попало, потому что хороших специалистов на всех не хватало.


Сегодня — совсем другое дело. Внедрение новых информационных технологий, цифровая техника и оборудование, современные рыночные условия требуют от работников профессиональных навыков, владения иностранными языками, глубокого знания экономики и бизнеса, основ управления творческим производством и многого другого. Нынешний работодатель безусловно предпочтет при прочих равных условиях сотрудника со степенью МВА. Но применительно к электронным  СМИ хочу заметить, что, помимо дипломов, здесь в первую очередь ценят людей, имеющих высокую общую культуру, умеющих хорошо говорить и писать, обладающих глубокими познаниями в каких-то других областях. Факультеты журналистики, к сожалению, далеко не всегда формируют таких профессионалов, поэтому они не являются пределом мечтаний работодателя в сфере массмедиа.

А востребованность специалистов-управленцев на телевидении год от года растет. Поэтому, обращаясь к молодежи, настоятельно советую подумать о том, чтобы получить это образование, если вы, конечно, в своей будущей профессиональной деятельности выбрали данное направление. Учиться, вообще, следует всю жизнь, чтобы не отстать от поезда прогресса и не оказаться на обочине. Не надо только думать, что наличие даже нескольких дипломов гарантирует успех жизни и заменит внутреннюю культуру. Быть образованным -  значит быть прежде всего интеллигентным человеком.

Илона Баклыкова

Главное приобретени MBA это люди

Я получила степень МВА в 2000 году, обучаясь по программе Калифорнийского университета в его московском кампусе у российского партнера — Института бизнеса и экономики. На Калифорнийский университет выбор пал не случайно. Я уже работала в сфере финансовых операций и инвестиций, и мне было просто необходимо получить образование по данному направлению, поскольку первый диплом у меня филологический. Конечно, хорошее знание английского языка только помогло, но это совсем не та школа, с которой можно чувствовать себя уверенно и комфортно с точки зрения профессионализма на фондовом рынке. Мне был нужен именно диплом МВА и по формальным соображениям, и по сути.

Международный диплом в любом случае более интересен: его признают и западные, и российские компании. Обычно те, кто не владеет языком, поступают в сугубо российские вузы — им трудно осваивать программу МВА на иностранном языке. Мне же очень понравилось преподавание финансовых дисциплин американскими профессорами. Их технику и форму преподнесения очень сложного материала простым языком, на ясных примерах я запомнила надолго. После завершения учебной программы МВА я стала работать директором по развитию крупнейшей российской аудиторско-консультационной фирмы. Затраты на двухлетнее обучение по программе МВА в университете окупились в течение первых трех-четырех месяцев работы. А через полтора года я уже занялась собственным бизнесом, открыв агентство по связям с инвесторами и финансовым коммуникациям East-West Communications.

Что дала мне программа МВА? Прежде всего финансовое образование, необходимое для профессиональной деятельности. Но главное приобретение — это люди, это связи с представителями делового мира, при помощи которых возможна реализация крупных финансовых проектов. Из специалистов — бывших выпускников МВА, складывается среда, создающая синергетический эффект. Специалисты по связям с инвесторами занимают сегодня в компаниях не самые высокие посты, но с каждым годом они играют в жизни любой организации все более заметную роль. Они принимают участие в самом сокровенном, главном процессе, к которому раньше были допущены лишь избранные высшие руководители, — в разработке стратегии предприятия, обеспечении обратной связи с инвестиционным сообществом, с теми, кто купил долю этой компании и кровно заинтересован в ее процветании  и прибыльности. Ради этого, согласитесь, можно получить не одно дополнительное образование.

 

Рубен Варданян

Помогать успешным стать более успешным

Образование в XXI веке становится одной из ключевых областей, где происходит жесткая борьба между странами и регионами за лучшие умы, за интеллектуальные ресурсы. Не поднимая, не развивая образования, нет шансов стать конкурентоспособным государством в экономике, культуре, политике и во всех других сферах, которые мы считаем важнейшими для будущего России.

Большие изменения происходят сегодня в бизнес-образовании, и главным образом потому, что меняются требования предпринимательства к кадрам. Кто сегодня ему нужен? Какой уровень и какое качество подготовки студентов MB A необходимы обществу? До недавнего времени 97 % российских выпускников даже самых лучших крупнейших бизнес-школ мира начинали работу с должности менеджера, и только 3% — открывали свое дело. Сегодня ситуация требует изменений. Нужны ярко выраженные бизнес лидеры, способные и готовые рисковать, увлекать и вести за собой подчиненных, брать на себя ответственность за новое начинание, работать с масштабными проектами. Не диплом о получении дополнительного образования МВА востребован работодателем, а люди, могущие возглавить любое дело, готовые принимать решения в нестандартных ситуациях. К сожалению, большинство современных бизнес-школ дают академическое образование, оторванное от реальных процессов в сферах экономики и предпринимательства. В России и в мире потребность в профессионалах делового администрирования огромна, и в настоящее время создается немало учебных заведений по программам МВА в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Но и они зачастую повторяют те же ошибки.

СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ МВА В РОССИИ

ГОРОД
ПЛАТА ЗА ПОЛНЫЙ КУРС ($)
Сургут
13 500
Москва
11 000
Санкт-Петербург
10000
Пермь
9900
Екатеринбург
9300
Самара
9300
Иркутск
7500
Калининград
7000
Казань
6700
 Томск

6400

Ульяновск
5500
Нижний Новгород
Новосибирск
5300 4300
Саратов
4100

Чтобы в деловом мире появились лидеры, о которых я говорил, необходимо внести существенные коррективы в учебный процесс бизнес-школ. Эти задачи мы постараемся реализовать в Московской школе управления «Сколково», начавшей функционировать в прошлом году. Во-первых, будет очень жесткой система отбора студентов. Не важно социальное происхождение этих ребят, из какой они семьи — бедной или богатой. Система грантов позволит обучаться самым достойным. Значимо лишь то, имеют ли они предпринимательскую жилку, готовы ли к успешному ведению бизнеса и тяжелейшей работе. Нужно, чтобы они были настоящими лидерами. Развивали в себе природой заложенные способности и таланты. Типичный возраст студента МВА составляет 26-28 лет, то есть он уже три-пять лет отработал после окончания вуза и имеет практический опыт, желательно — управленческий. Пусть даже речь идет о руководстве очень небольшим коллективом. Невозможно построить обучение лидера, если в его практике не было ничего из области управления.

Во-вторых, преподавательские кадры. Учителя должны быть не только теоретиками, но успешными в предпринимательстве практиками. Почти все бизнес-школы испытывают дефицит в хороших преподавателях. По моему мнению, лучше всего, когда в учебном заведении вместе работают и преподают квалифицированный персонал из стран, имеющих богатый опыт и давние рыночные традиции, и люди с российской практикой. В программу обучения необходимо включать обязательную и достаточно длительную стажировку за рубежом.

Венец программы МВА — начало собственного дела. Невозможно стать успешным в бизнесе, так сказать, на бумаге. Необходимо предоставить возможность обученному человеку на практике реализовать свои предпринимательские амбиции. Этим целям в «Сколково» послужит специальный венчурный фонд, который призван стимулировать молодых людей на организацию нового бизнеса. Мы будем финансировать одобренные проекты наших студентов и выпускников, тем самым способствуя практическому росту молодых лидеров в области предпринимательства и выполняя возложенную на себя миссию: помогать успешным стать более успешными.

Обучение и карьера