Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

E-LEARNING - ВЕЗДЕ

В середине 80-х годов XX столетия я впервые услышал на лекции по информатике, что благодаря компьютеризации объем информации в мире каждые десять лет удваивается.

Если ничего не предпринимать, через какое-то достаточно короткое время все взрослое население страны будет заниматься лишь обработкой информации. Тогда у нас только-только начинали появляться бытовые компьютеры, и это известие прошло мимо ушей многих. Всего 20 лет минуло с той поры, но как кардинально изменился мир, как стремительно и динамично он движется вперед! Персональные компьютеры, Интернет, информационные технологии занимают все больше места в нашей жизни, широко используются не только на работе, но и в учебе, быту, на отдыхе.

Появился и успешно развивается и такой способ приобретения и усвоения знаний, как электронное обучение, или E-learning. Наш собеседник — один из создателей системы дистанционного образования в России, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), президент международного консорциума «Электронный университет», доктор экономических наук, профессор, академик Владимир ТИХОМИРОВ.

— Владимир Павлович, по всей вероятности, о возможности получения высшего профессионального образования по системе E-learning знают многие представители современного молодого поколения. Довольны ли вы тем, как распространяется этот метод в условиях России?

— Должен констатировать, что в мире система электронного обучения действительно очень бурно развивается, а у нас в России, к сожалению, многие о ней не осведомлены должным образом. Мы, как всегда, плетемся в хвосте событий и догоняем уходящий поезд мирового прогресса. Интерес к использованию в образовании современных технологий, в частности информационных, у нас не растет в соответствии с требованиями времени.

— Скажите, что же такое E-learning?

— Существует определение, которое дали ему специалисты ЮНЕСКО: «Обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Е-learning вначале зарождался как система поддержки дистанционного образования. Глобальная сеть являлась тогда единственным коммуникативным средством между студентом и вузом, поэтому сегодня многие называют электронное обучение дистанционным. Но надо иметь в виду, что E-learning не просто удаленное получение знаний. Оно предполагает использование учебного материала и обязательное общение студента и преподавателя через Интернет (как в форме видеоконференции в режиме on-line, так и интерактивным способом). Электронное образование — это возможность смешанного обучения (объединяющего очный и виртуальный сценарии), которое стало основной формой взаимодействия преподавателя и студента. В данном случае присутствует электронная компонента образования (компьютер, Интернет, информационные технологии) и то, что непосредственно поддерживается общением человека с человеком.

 Вы говорите об электронном обучении в России с большой горечью. Но ведь давно известно, что в своем отечестве пророка нет.

— Вообще, E-learning идет с трудом во всех странах, но российское отставание от мирового уровня очень существенно. Что потеряет наша страна, если не пойдет в данном направлении? Скорее всего — любые перспективы остаться значимой величиной в мировой экономике и политике. Может быть, уже слишком многое невозможно. Не хочется верить, что мы находимся в нижней точке падения, где-то очень близко к точке «невозврата». Если и будет прорыв в этой области, то уже в весьма отдаленном будущем.

Почему вы утверждаете, что именно E-learning — главная система XXI века?

— Начиная с 90-х годов большинство американских и европейских исследователей стали акцентировать внимание на беспрецедентном ускорении прироста информации и думать, как же с ним справиться. Можно сказать, что электронное обучение — один из ответов на этот вопрос. Оно помогает сладить с переизбытком информации, дать абсолютно актуальные, знания, Использование E-learning позволяет обществу и университетам принять вызовы современной глобализации. Образовательная парадигма меняется очень бью-' тро. Возможность переноса знаний непосредственно к студентам вне зависимости от географического положения достигается только применением электронного обучения. Существенное преимущество E-learning заключается еще и в том, что звук, графика, анимация, гипертекст, легкость их тиражирования, доставки и модернизации, контекстный поиск стимулируют раннее включение молодежи в трудовую деятельность, что очень важно в плане решения проблемы занятости.

 

Существенный плюс дистанционного образования заключается в том, что задания можно  выполнять в любое удобное время суток  и тратить на них столько часов, сколько потребуется.


Но при чем тут глобализация? Как может E-learning влиять на макроэкономику? В

— В тех государствах, где используют технологии управления знаниями и взяли на вооружение E-learning, можно ожидать нового скачка развития. Уже сегодня США заявляют, что их экономика на 70% базируется на знаниях. И основания для этого есть: сегодня за каждые приобретенные в России сотовый телефон, компьютер или программу мы фактически переводим деньги в Штаты. Именно E-learning и технологии управления знаниями формируют экономику. По словам советника президента США по электронному обучению Марка Розенберга, повышение конкурентоспособности страны и ее дальнейшее развитие они связывают со стимулированием системы электронного обучения и последующим переходом к обществу знаний. Вся эта панорама будущего много обещает в общечеловеческом измерении, но вызывает определенное беспокойство, если проводить сравнения с российскими перспективами.

А что нужно, чтобы система E-learning успешно развивалась и у нас?

- Надо выполнить триединую задачу: обеспечить доступность, компетенции и мотивации E-learning. Доступность определяется наличием у людей свободного доступа в Интернет, компетенция -умением пользоваться информационными ресурсами, расположенными на многочисленных сайтах, а мотивация — желанием и стремлением людей эти ресурсы использовать. В нашей стране с доступностью все более или менее в порядке (практически повсеместно распространен мобильный Интернет), а вот компетенции мы не обеспечиваем, да и о мотивации людей абсолютно не заботимся.

Многие россияне считали и считают, что наша система образования — одна из лучших в мире. А теперь, выходит, мы резко отстаем? Какие государства являются лидерами в развитии и распространении системы E-learning?

— Об Америке я уже говорил. Обратимся к опыту Европы. Мы «зациклились» на второстепенных, не самых важных вопросах Болонской декларации, горячо споря о ее положениях и теряя драгоценное время. Дело не только в необходимости перехода на систему бакалавров, магистров, на зачетные единицы. Главное— это создание единой европейской зоны высшего образования, которая смогла бы конкурировать с американской системой образования по привлечению студентов и зарабатыванию денег. В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90% студентов вовлечены в учебный процесс посредством  E-learning. Более 80% вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию.

74 % россиян уверены, что реальные знания в процессе дистанционного обучения получить можно.
 

Страны-пионеры в этом смысле — Великобритания, Италия, Испания. Франция некоторое время была на 17-м месте в Европе по E-learning, а сегодня она занимает третью позицию. Одна из ее программ гласит: «Каждому студенту — ноутбук по стоимости чашки кофе». Данное оборудование стало основой интеллектуальной мобильности. Сегодня жители данной страны «забыли» про свой родной язык, сегодня во французские учебники включают целые разделы и главы на английском без перевода.

В Германии студенты тоже широко применяют цифровые технологии в каждодневной учебе. Особенно активно E-learning используют в медицинском образовании. Для нас это вообще непостижимо — как можно учить врача электронным методом?

Финляндия сейчас наиболее передовое государство в Европейском союзе, в том числе в области электронного обучения. Ее прогрессивная экономическая система и образование приняты за базовую модель. За счет того что главными целевыми направлениями тут являются образование и исследовательская работа в информационном сообществе, страна без каких-то природных ресурсов приобрела статус лидирующей в ЕС.

Если говорить об Ирландии, то за 15 лет она вышла в число крупных экспортеров высоких технологий и программного обеспечения, в основном за счет E-teaming в высшем и среднем профессиональном образовании. Можно приводить примеры и дальше из практики работы в области электронного обучения других стран — азиатских, арабских, латиноамериканских, даже некоторых африканских.

Немногие россияне знают об инициативах Европы, которая предоставляет огромные права практически всем гражданам континента. Это высший уровень компьютерной грамотности, позволяющий людям обучаться on-line, а европейской молодежи — жить в цифровом веке, ускоренное внедрение электронной коммерции, электронное общество, обучение граждан с ограниченными возможностями или нетрудоспособных. В общем, Е—learning — везде.

А где Россия в этом перечне?

— По рейтингу в области E-learning в 2003 году наша страна занимала 45-е место, а в 2006-м — опустилась на 52-е .место (из 68), опередив Иорданию, Египет, Филиппины, Эквадор. Нас обогнали Колумбия, Румыния, Эстония, Словения, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Литва, Латвия и др. Прежние партнеры по Совету экономической взаимопомощи и бывшие советские республики — почти все впереди. Так что пора нам признать E-learning приоритетным направлением в российском образовании и дать ему зеленый свет.

Беседовал Николай КАЗАНЦЕВ.

ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА