Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Образование ON-LINE

Стоило только ученым изобрести Интернет, как дистанционное образование составило серьезную конкуренцию очной  и заочной учебе. Информационные технологии пришли на смену традиционной почте и общению с преподавателями на лекциях и семинарах.

  Дистанционное образование — это система учебных программ,  разработанных профессионалами, для доступа к которым необходим выход в Internet. Вы включаете компьютер, открываете сайт вуза или образовательного центра, набираете логин и пароль и приступаете к виртуальным занятиям, а затем по электронной почте получаете домашние задания.

Дистанционное обучение сочетает в себе традиции очного и заочного образования. С одной стороны, вы занимаетесь не отходя от собственного компьютера, самостоятельно осваиваете материал и проверяете знания с помощью виртуальных тестирований, с другой — постоянно находитесь на связи с квалифицированным преподавателем.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Первая дистанционная программа была разработана в Кембриджском университете в 90-е годы XX века. Профессора частично перестали читать стандартный курс по философии и проводить по этому предмету семинары, сославшись на то, что его необходимо изучать главным образом самостоятельно.

Вот и издали электронный учебник. Приложили к каждому параграфу список литературы и комплекс on-line тестирований, которыми заменили зачеты. Результаты эксперимента показали, что успеваемость студентов по данному предмету значительно повысилась, впрочем, как и по другим. Объяснили это просто: философия входит в пятерку учебных дисциплин, которые студенты постоянно прогуливают. За недостатком лекционного материала они затруднялись освоить курс на должном уровне и проваливали экзамены. С появлением электронных программ ситуация изменилась.

Опыт Кембриджа берут на вооружение и московские учебные заведения (МГУ им. М. В.Ломоносова, МГИМО, МЭСИ и прочие, в том числе частные) для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям и занятий со студентами. Но дистанционное образование даже в государственных вузах можно получить только на коммерческой основе. Плата от 50 до 1500 у. е. за семестр.

В СТОРОНУ ПРОГРЕССА

Современные дистанционные программы нельзя сравнивать с перепечатанными учебниками, представленными в электронном виде, так как необходимо постоянно общаться с преподавателем. В его обязанности входят проверка домашних заданий и консультирование студентов. Допустим, вы самостоятельно ознакомились с правилами согласования времен глаголов в электронном курсе по иностранному языку, прошли тестирование на проверку знаний в режиме on-line... и получили двойку. Преподаватель сразу же свяжется с вами по электронной почте, ICQ или по телефону и объяснит, в чем заключаются основные ошибки, а затем предложит пройти аналогичный тест еще раз. И все — в сжатые сроки. Если на изучение согласования времен глаголов отведен всего месяц, значит, по истечении этого периода вы должны представить преподавателю все домашние задания и в режиме on-line пройти зачет, а при необходимости — подъехать в учебное заведение и сдать устный экзамен.

 

10-19 часов в месяц выделяют на дистанционное обучение своих сотрудников 24% российских компаний.
 

500$  в семестр — такова средняя стоимость дистанционных образовательных программ.
 

52 место из 68 возможных занимает сейчас Россия по рейтингу развития E-learning.  За нами только Иордания, Египет, Филиппины, Эквадор и др.

86 % специалистов, проходящих обучение дистанционно, — менеджеры среднего звена.
 

МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ?
 

20% опрошенных считают: широкому развитию дистанционного образования в России препятствует недостаточная  техническая подготовка пользователей.

 

НЕОСПОРИМОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Существенный плюс дистанционного образования заключается в том, что задания можно выполнять в любое удобное время суток и тратить на них столько часов, сколько потребуется. У вас никогда не возникнет проблемы: «Я так и не понял тему, а преподаватель уже перешел к следующей». Наоборот, появится шанс изучить досконально каждую деталь и освоить материал от корочки до корочки. Вам предоставлена свобода выбора: останавливаться на материале или идти дальше. Однако отклоняться от учебного плана нельзя, так как введены ограничения на выполнение письменных проверочных работ, которые необходимо отправлять преподавателю в срок.

От заочного образования дистанционное отличается наличием постоянного контроля за успехами студента и проведением при необходимости регулярных консультаций. Иногда проверяют и «посещаемость»: ни разу за неделю не зарегистрировался на сайте — в учебной части уже начнут беспокоиться. Если «прогулов» много, могут и справку от врача потребовать.

НА ПРИЦЕЛЕ

Прежде чем оплатить дистанционную программу, определитесь с целью: зачем вам нужно учиться. Чтобы получить диплом, подтверждающий профессиональную квалификацию? Подготовиться к экзаменам? Расширить кругозор? Или вспомнить пройденный ранее материал? От поставленных задач и будет зависеть выбор курса.

Высшее образование. Многие коммерческие вузы наряду с очной, вечерней и заочной предлагают дистанционную форму обучения по гуманитарным дисциплинам: философии, филологии, истории, связям с общественностью, юриспруденции, страноведению и пр. Продолжительность программы —от пяти до шести лет в зависимости от государственного стандарта. Студенты, занимающиеся дистанционно, обязаны посещать вуз раз в неделю для прохождения устных семинаров, своевременно выполнять домашние задания и отсылать их на проверку преподавателю, сдавать каждую экзаменационную сессию. По сравнению с графиком работы заочников режим жесткий.

Над вами будет установлен строгий компьютерный контроль. Как минимум два раза в неделю в режиме on-line придется проходить тестирование по новой теме. Результат автоматически попадет в базу данных вуза. Итоги проверочных работ повлияют на оценку по предмету на экзамене. Не рассчитывайте, что вам можно будет расслабиться. Тему, которую необходимо освоить в сентябре, не получится отложить на декабрь. Если очникам удается прогулять ту или иную лекцию, семинар, коллоквиум и не привлечь к себе внимания деканата или преподавательского состава, то обучающимся дистанционно — нет. Система все фиксирует. Вуз имеет право на отчисление ребят, не справляющихся с программой.

Дистанционное высшее образование не менее престижно, чем дневное и вечернее, оно даже начинает активно вытеснять заочное. Однако подобная форма обучения подойдет далеко не всем. Вряд ли жители российской глубинки смогут регулярно посещать семинары и постоянно быть на связи с преподавателем какого-либо из московских вузов. Да и вдруг компьютер сломается, а сдавать письменную работу надо. Единственный выход — подъехать в вуз и передать в деканат выполненную работу на электронном носителе (флэшке, компакт-диске или дискете). Поэтому наиболее актуальна данная форма занятий для студентов, проживающих в дальнем пригороде. С одной стороны, ездить каждый день не надо, с другой — обучение более качественное, чем заочное.

Курсы повышения квалификации. Дистанционное образование — один из самых популярных способов получить дополнительные знания по выбранной специальности. В листинге ведущих учебных центров вы можете найти такие востребованные дисциплины, как МВА, стратегический менеджмент, менеджмент по туризму, рекламе, связям с общественностью, управление персоналом, маркетинг, логистика. Дистанционные курсы бывают продолжительными (более трех месяцев) и краткосрочными (от двух-трех дней). Учащийся вправе выбрать лишь одну тему конкретной дисциплины. Например, «Основы трудового кодекса с учетом изменений, внесенных в 2006 году», или «Реклама в масс-медиа», или «Современная культура» (этот курс пользуется большим спросом у творческой интеллигенции — журналистов, художников, артистов — и менеджеров). Цели могут быть разные: желание развлечься, стремление пополнить коллекцию дипломов для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице и пр.

Контроль за учащимися-профессионалами на дистанционных курсах не такой строгий, как за студентами в вузах. На семинары ходить никто не заставляет, а об оценках и вовсе можно забыть. Проверочные работы проводят лишь для выявления слабых сторон учащегося и позволяют ему сразу же понять, какие ошибки допущены. Преподаватель никого не контролирует — всего лишь консультирует при необходимости.

Единственная серьезная проверка знаний — итоговое тестирование в стенах учебного заведения. Здесь вы не сможете воспользоваться ни книгами, ни шпаргалками. Оценка, полученная за проверочную работу, будет выставлена в диплом или сертификат (если его выдают). Не устраивает результат? В этом случае вы можете за дополнительную плату пересдать экзамен. Но, как показывает практика, большинство учащихся относятся к дистанционному образованию ответственно. И оценки ниже четверки получают крайне редко.


СРЕДИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ON-LINE ТЕХНОЛОГИЙ & НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

В конце 2006 года проектом HRM компании Begin Group было проведено исследование «Использование дистанционных технологий в корпоративном обучении». В нем приняли участие 120 специалистов, отвечающих за подготовку персонала в своих компаниях. Треть опрошенных (32%) заявили, что в их организациях уже используют дистанционные технологии. Еще 48% пока не внедрили их у себя, но в ближайшее время собираются это сделать. А 20% респондентов ответили, что в их фирмах on-line обучения нет и в обозримом будущем его применять не планируют.

Большинство компаний, освоивших дистанционную подготовку своих сотрудников (71 %), привлекает возможность охвата широкой аудитории. Основная часть фирм-респондентов имеет филиалы в регионах, поэтому использование on-line технологий для них весьма удобно. Кроме того, немаловажный фактор — экономия времени сотрудников (данное преимущество отметили 53% опрошенных): персонал обучается прямо на рабочем месте, оставаясь включенным в производственный процесс.

Применение дистанционной методики также позволяет не привлекать внешних специалистов по подготовке кадров (так заявили 38% респондентов): не каждой организации их услуги по средствам, и оптимальным вариантом становится более дешевое on-line обучение.

Активнее всего интересуются подобным видом подготовки менеджеры среднего звена (86%), за ними следуют специалисты (71 %) и топ-менеджеры (64%).

Особой популярностью пользуются два вида данного обучения: через Интернет (58%) и с посещением учебных аудиторий (53%). Именно на них и расходуется основная часть бюджета, отпускаемого на дистанционные технологии (Интернет — 41 %, учебные аудитории — 34%). В условиях дефицита времени почти половина компаний (47%) выделяет на on-line подготовку своих сотрудников в месяц от четырех до девяти часов, а некоторые фирмы (24%) считают нужным тратить на это еще больше — 10-19 часов.

Подготовительные курсы. Помимо очных, очно-заочных и вечерних программ подготовки к вступительным экзаменам для учащихся старших классов вузы ввели систему on-line занятий. Например, при МГУ им. М. В. Ломоносова открыт Центр дистанционного образования (ЦДО). Преподаватели курсов имеют ученые степени и богатый опыт работы с абитуриентами. Дистанционные подготовительные программы соответствуют госстандарту.

 

40% времени учащегося XXI века, по прогнозам ЮНЕСКО, будет отведено на дистанционное обучение.

 

  Например, курс по русскому языку предполагает разбор всех грамматических, стилистических, фонетических и орфографических правил, необходимых для успешного прохождения вступительных испытание «Каждый раздел состоит из теоретической части и практических заданий. Первая представляет собой краткое изложение основных правил и положений по то иной теме. Вторые обычно представлены в тестовой форме и максимально приближены к заданиям, предлагаемым на ЕГЭ поэтому программа может быть успешно использована при подготовке к выпускному экзамену. Однако ключевая ее задача работа над закреплением навыков правописания учащихся, которым предстоит письменный экзамен по русскому языку (третья часть ЕГЭ, вступительное сочинение). Поэтому большая часть заданий ориентирована на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. Преимущественное внимание уделяется случаям, которые, как показывает практика, вызывают наибольшие затруднения. Курс по русскому языку — еженедельный, он рассчитан на восемь месяцев, в ходе которых учащимся последовательно предлагают материал. С целью повторения и закрепления пройденного проводят несколько контрольных работ обобщающего характера, — передают в ЦДО.

На дистанционных занятиях по литературе разбирают все основные произведения школьной программы, тщательно изучают биографию писателей и поэтов. В качестве заданий учащиеся получают темы для сочинений. Преподаватель проверяет тексты, вносит правку, объясняет основные ошибки.

Алина Артамонова, учащаяся по on-line программе, делится своими впечатлениями: «Я отправила профессору сочинение об основных персонажах произведения «Война и мир». В ответ получила письмо, в котором он подчеркнул неудачные фразы в моей работе. Не ожидала, что допустила так много ошибок: по две-три в каждом абзаце. И это несмотря на то, что предварительно сделала проверку правописания и грамматики в программе Word. Преподаватель предложил мне сначала исправить ошибки самостоятельно, а потом отправить текст еще раз. Я не поняла, почему он подчеркнул некоторые фразы. Намой взгляд, они были абсолютно грамотными. Профессор все детально объяснил. Когда у меня больше не осталось вопросов, я принялась за переделку. Отправила новый вариант. Руководитель сказал, что сочинение все равно не идеально. Ему удалось найти около десяти ошибок, но незначительных. Я опять переписала текст. На этот раз сочинение показалось профессору отличным. В следующий раз было гораздо легче работать. Я стала допускать все меньше и меньше ошибок».

Наиболее сложным учащимся кажется on-line курс по математике. Например, в ЦДО за неделю им необходимо решить 50-60 задач. «Мне приходилось часть заданий выполнять в школе. Садился на заднюю парту на уроке биологии или ОБЖ и решал задачки», — рассказывает Сергей Алексеев. А потом еще работа над ошибками и подготовка к электронному тестированию. Многие вузы проверяют знания абитуриентов, выставляя ту или иную оценку, ведут электронные дневники, доступ к которым открыт родителям. I Продолжительность дистанционных подготовительных курсов — от четырех до десяти месяцев в зависимости от сложности программы На самые простые записывают восьми- и девятиклассников, желающих освоить весь материал еще до того, как приступить к нему на уроках. On-line обучение придется как нельзя кстати тем, кто решил окончить школу досрочно. Многие сдают экзамены за год-два до выпуска, чтобы успеть досконально подготовиться к испытаниям в вузах, где требования к уровню знаний очень высоки. Окончив дистанционный курс и сдав все экзамены в школе, абитуриенты часто записываются на очные программы при университетах и институтах, предполагающие посещение лекций и семинаров и более глубокое изучение материала.

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ

Записываясь на дистанционные курсы, обязательно поинтересуйтесь, получают ли учащиеся по их завершении диплом? Взгляните на его образец. Ознакомьтесь с лицензией учреждения на право ведения образовательной деятельности. Все это нужно для того, чтобы не жалеть о потраченных впустую деньгах. Нередко организации, которые просто перепечатали несколько учебников и предоставили их вам в электронном виде, выдают свои программы за эксклюзивные. Но толку от них никакого. С таким же успехом в любом книжном магазине можно приобрести книжку и заниматься по ней самостоятельно. От on-line обучения, особенно если оно недешево, лучше

получить максимум пользы для себя. Не стесняй звонить преподавателю и задавать ему вопросы. А так- же не отказывайтесь oт возможности стать обладателем диплома или сертификата, даже если корочка для вас принципиально не важна. Вдруг потом пригодится? Тем более что сейчас очень ценятся специалисты, имеющие дополнительное образование.

что почем?

Стоимость дистанционных образовательных программ невелика -в среднем 500 $ за семестр. Это дает лишнюю возможность повторить старый и освоить новый материал, выявить основные пробелы в знаниях, которые до вступительных или квалификационных экзаменов необходимо восполнить. On-line обучение особенно актуально для студентов очных отделений, которые думают о будущей карьере и хотят выйти из вуза сразу с двумя дипломами либо с дополнительным свидетельством или сертификатом о прохождении какой-то определенной программы.

НИКОЛАЙ БУЛАЕВ,

ПРОФЕССОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РСФСР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

НАШИ УСИЛИЯ ПОКА СВОДЯТСЯ К ГОВОРИЛЬНЕ

ГРИГОРИЙ БАЛЫХИН,

РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДОЛЖНА ПОЯВИТЬСЯ , НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ E-LEARNING

ЕЛЕНА СУВОРОВА,

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «СУВОРОВА И ПАРТНЕРЫ»

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ДОЛЖНА ПРИСУТСТВОВАТЬ ПОСТОЯННО

АНДРЕЙ ХУТОРСКОЙ,

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАО, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭЙДОС»

ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ ВСЕМ ШКОЛАМ

ЕВГЕНИЯ ПОЛАТ,

ЗАВЕДУЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РАО

ДАННЫЙ ПРОЦЕСС ОСТАНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ

МИХАИЛ КАРПЕНКО,

РЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ

В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЕФИЦИТ  ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Надежда МАРИНИНА.  Александр БИРЮЛин

ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА