Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Выбери меня

Проект «Ф.» предлагает посмотреть на российские бизнес-школы с разных сторон. Получить информацию непосредственно от учебных заведений, а также узнать, что думают о них выпускники и работодатели.

  Как потенциальному слушателю МВА-программ из большого количества отечественных бизнес-школ и предлагаемых ими разнообразных образовательных продуктов выбрать то, что нужно именно ему? В кругу коллег и знакомых может не оказаться множества обладателей отечественных дипломов, готовых дать исчерпывающую рекомендацию alma mater. Сайты учебных заведений вряд ли помогут создать объективную и полную картину. Во-первых, они исключительно «патриотичны», заполнены славословиями «мы первые! мы лучшие!». Во-вторых, как правило, удивительно бестолковы, малосодержательны и загадочны - значимая информация подается в крайне усеченном виде. Остаются рейтинги - участвуя в таких проектах, обычно закрытые учебные заведения «разоблачаются». Правда, далеко не все приветствуют открытые соревнования, предпочитая «отдыхать» под раскидистой тенью престижного материнского вуза и рассчитывать на его авторитет.

 Другие же просто не доверяют рейтингам. Что и говорить, это субстанция субъективная и, как правило, чрезвычайно ограниченная. Учесть все параметры, которые кому-то представляются существенными, вряд ли возможно. Причем рейтинг оценивает усредненные показатели, а не выявляет сильные стороны каждой школы. Так что все участвующие, кроме занявших первое место, чувствуют себя несправедливо обделенными.

Учитывая все это, «Ф.» решил сделать свой второй ежегодный рейтинг российских бизнес-школ нетрадиционным  в таблице, содержащей ключевые показатели, школы не ранжированы по местам, а выстроены в демократичном алфавитном порядке. Цифры здесь говорят сами за себя. Таблица, дающая представление о MBA-программах, органично дополняет основную. Чтобы упростить восприятие громоздкого массива данных, сделаны маленькие таблички - они выявляют «промежуточных» лидеров, победителей в отдельных номинациях, тем самым давая представление о достоинствах учебных заведений.

СТАРЕЙШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ РОССИИ
Место Бизнес-школа Лет
1 Бизнес-школа технологий менеджмента ИПК УГТУ 19
2 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» 18
3 Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent 16
4 Международный банковский институт 15
5 Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве, Российско-немецкая высшая школа управления 14
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТОВ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Место Бизнес-школа %
1 Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent, Урало-Сибирский институт бизнеса 100
2 Высшая школа корпоративного управления АНХ, Классическая бизнес-школа 90
3 Высшая школа финансового менеджмента АНХ 88
4 Институт магистерской подготовки МЭСИ 87
5 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии 81
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДИ СЛУШАТЕЛЕЙ
Место Бизнес-школа %
1 Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 90
2 Институт магистерской подготовки МЭСИ 81
3 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» 75
4 Российско-немецкая высшая школа управления 74
5 Урало-Сибирский институт бизнеса 71

Каждый из выделенных параметров существенный - потенциальным студентам стоит обратить на них внимание.

Если у людей возраст не всегда очевидное достоинство, для бизнес-школ это повод для гордости. Правда, если западные «старики» кичатся трехзначными числами, российские «подростки» радуются двузначным. Длительное присутствие на рынке, переживавшем и становление, и бурный рост, и кризисы, и жесткую конкурентную борьбу, говорит о многом. Очевидный бич отечественных школ - слабый профессорско-преподавательский состав. Здесь много теоретиков и явно не хватает практиков, способных делиться с продвинутыми слушателями не книжными премудростями, а собственным ценным практическим опытом. Поэтому немаловажен такой показатель, как процент действующих бизнес-консультантов среди штатных педагогов. Так же как и процент топ-менеджеров и владельцев бизнеса среди слушателей. Учиться с опытными бизнесменами интереснее и полезнее, чем со вчерашними студентами. Хотя не все так явно - лучше быть своим среди равных, и если в 23 года захотелось заполучить бизнес-степень, вероятно, стоит обратить внимание на школы, «специализирующиеся» на молодых слушателях. Ведь никто не знает, кем через пять лет способен стать амбициозный юнец. Важно и количество представителей бизнеса, принимавших участие в занятиях, читавших лекции и проводивших персональные мастер-классы. Это показывает, что, во-первых, школы неравнодушны к реалиям рынка и, во-вторых, их авторитет достаточный, чтобы «заманить» к себе известных и занятых персон. Склонность к излишнему теоретизированию, академизм -еще одна бесспорная слабость отечественных учебных заведений. Полезность использования активных форм обучения - деловых и ролевых игр, открытых обсуждений, совместных разгадываний кейсов несомненна. Бизнес-образование не должно походить на монотонное вычитывание и выслушивание вузовских лекций. Кейсы из современной российской практики по-прежнему редки, школам гораздо проще и дешевле использовать переводные «задачки». Высокий процент  разбираемых ситуаций «отечественного  производства» говорит о фундаментальности подхода и ориентации на местную  специфику. Наконец, курсы по выбору -  это дополнительная возможность сделать обучение максимально полезным, любопытным и индивидуальным.


ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ Таблица 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: МВА-ПРОГРАММЫ

 

ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ БИЗНЕСМЕНОВ - ГОСТЕВЫХ СПИКЕРОВ*
Место Бизнес-школа Чел.

1 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» 258

2 Урало-Сибирский институт бизнеса 126

3 Государственный университет управления 11

4 Высшая школа финансового менеджмента АНХ 42

5 Банковский институт ВШЭ 40

* Приглашенные бизнесмены, которые делятся со студентами профессиональным опытом на лекциях и мастер-классах.
ЛИДЕРЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Место  Бизнес-школа % * *

1 Банковский институт ВШЭ 80

2 Институт магистерской подготовки МЭСИ 74

3 Российско-немецкая высшая школа управления 71

4 Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 69

5 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии 67

* * От общего числа программных часов.
 ЛИДЕРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РОССИЙСКИХ КЕЙСОВ
Место Бизнес-школа % * * *

1 Высшая школа финансового менеджмента АНХ 92

2 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии 87

3 Урало-Сибирский институт бизнеса 86

4 Государственный университет управления 82

5 Российско-немецкая высшая школа управления,
Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ,
Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли
80

* * * От всех используемых кейсов.
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВО КУРСОВ ПО ВЫБОРУ
Место Бизнес-школа Штук

1 Факультет «Бизнес и менеджмент» МИПК МГТУ им. Баумана 66

2 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» 44

3 Высшая школа корпоративного управления АНХ 40

4 Высшая школа финансового менеджмента АНХ,
Российско-немецкая высшая школа управления
30

5 Урало-Сибирский институт бизнеса 26

Маргарита Удовиченко

Журнал Финанс