Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Ранец для начальника

Чтобы в жизни компании происходили положительные перемены, руководителям необходимо быть настоящими лидерами. Работать по 48 часов в сутки, браться за дело, четко понимая его суть. Их внимание должно быть сосредоточено не на процессе реформ, а на конечном результате. Если у руководителя компании есть желание учиться, то всему коллективу можно с облегчением вздохнуть.


текст Вячеслав Давиденко


 
Самый эффективный путь - на год-два обзавестись школьным ранцем и поступить на Executive MBA - программу бизнес-образования для руководителей высшего звена. Ее предлагают практически все ведущие западные бизнес-школы (Chicago, Duke, Columbia, IESE, LBS, Stern и т.д.) и некоторые российские учебные заведения (Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, МИРБИС, Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства, ИЭФ "Синергия").

Когда-то бизнес-школы бились над проблемой, как привлечь к учебе занятых топ-менеджеров, которые не могут покинуть свое рабочее место. Требования к организации обучения в таких случаях существенно отличались от тех, что предъявляются к классическим двухлетним программам МВА. Бизнес-лидерам не так нужны общие теоретические предметы, они не заинтересованы в прохождении практики, да и карьерный рост - один из главных мотивов для получения диплома МВА - в этом случае не играет такой роли. Зато им важно общаться с представителями топ-менеджмента международных компаний и получать практические знания. Поэтому на свет появились программы Еxecutive МВА. Работа лучших преподавателей, гибкое расписание, разнообразие методов, возможность двигаться вперед, не отрываясь от своего дела, - вот что делает ЕМВА-образование все более привлекательным.

Программы Executive MBA появились на Западе очень давно. Первая - и на протяжении 20 лет единственная - была открыта Чикагской бизнес-школой в 1943 году. В России пионерами движения стали Институт бизнеса и делового администрирования (совместная программа EMBA со Школой менеджмента Университета Антверпена запущена в 1998 году), Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге (международная программа EMBA, 2000), Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ (EMBA, 2002), ИЭФ "Синергия" (дистанционная программа EMBA Университета Дарема, 2002), МИРБИС (EMBA, 2003).

Еxecutive МВА предполагает обучение без отрыва от производства: ни один директор и тем более владелец компании не сможет полностью и надолго отказаться от ведения дел без огромных потерь для своей компании. Поэтому вместо ежедневных занятий проводятся недельные сессии по нескольку раз в год. Большинство российских учебных заведений организует учебу по вечерам или выходным.

Программы построены по модульному принципу: в течение определенного времени (месяца, например, - везде по-разному) слушатели изучают один предмет, затем сдают экзамен. Приходится много заниматься дома, что требует немалых волевых усилий при значительной нагрузке.

Поступить на западную программу ЕМВА, даже заплатив огромные деньги, очень сложно. Для этого нужно иметь опыт работы не менее семи лет и все это время занимать руководящую должность. Надо говорить на английском, почти как на родном, и доказать, что ты достойный кандидат, написав два-три эссе и сдав страшный тест GMAT. Средний возраст студентов западных программ МВА - 35-40 лет: это гораздо выше, чем на очных программах.

В российских бизнес-школах требования мягче. Обычно кандидаты проходят собеседование и сдают тесты на знание языка. По словам Натальи Цыгановой, директора отдела открытых и корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, в последние годы обычный конкурс - два человека на место.

Ашот Сеферян, руководитель программ МВА Института бизнеса и делового администрирования, утверждает: "Привлекательность отечественных программ ЕМВА для российских менеджеров состоит в возможности получить фундаментальные знания в области экономики и управления, обобщить богатый опыт ведения бизнеса в России. Очень важный элемент образовательного процесса - общение: между слушателями, с высококвалифицированными преподавателями, с консультантами-практиками. Работа в командах, совместный поиск решений в конкретных ситуациях позволяют максимально задействовать знания и опыт каждого слушателя. Как оезультат: в выигрыше остаются все".

Важно и то, что после серьезных вступительных испытаний группы обычно однородны по составу. Из 36 000 респондентов, опрошенных в 2002 году в ходе Всемирной выставки бизнес-школ World MBA Tour (в Москве она проходит дважды в год: весной и осенью), заинтересованность в обучении на программе Executive MBA проявили 14% россиян и 7,8% американцев, посетивших это мероприятие. Видимо, российские менеджеры пришли к пониманию того, что им недостает знаний и культуры ведения бизнеса на международном уровне.

Наши кандидаты успешно проходят все этапы отбора. Зубры бизнес-образования, законодатели мод в этой области, с удовольствием берут российских кандидатов: 20% студенческого состава европейского кампуса Чикагской бизнес-школы (Chicago GSB) - российские бизнесмены, а бизнес-школа Fuqua университета Duke впервые проведет один из своих учебных модулей в Москве.

- Обучение без отрыва от работы - оптимальный способ приобрести новые знания и навыки в бизнесе, - говорит Мэтт Саймондс, редактор журнала по бизнес-образованию для топ-менеджеров TopExecEd Guide. - Программа Executive MBA дает российским руководителям многие преимущества: международную репутацию диплома МВА, лидерские качества, умение решать сложные корпоративные задачи, возможность учиться без ущерба для карьеры.

Но стоят ли программы ЕМВА тех денег, которые за них платят слушатели? Согласно всемирно известному рейтингу бизнес-школ, который проводит Financial Times, вложения в обучение по программам для топ-менеджеров очень выгодны. За последние пять-семь лет выпускники 75 западных бизнес-школ, представленных в этом рейтинге, смогли добиться увеличения заработной платы в среднем на 56%. Получается, что расплатиться по долгам за обучение можно через два-три года после выпуска. В большинстве западных бизнес-школ предпочитают, чтобы за ЕМВА-студента платила сама компания-работодатель. Средняя стоимость такой программы - $50 000-60 000 в год, что могут позволить себе немногие. Средняя стоимость российских программ для топ-менеджеров - $13 000-15 000. Выбор за покупателем.

Что же студенты получают взамен? Во-первых, у них есть возможность учиться без отрыва от работы (то есть они не лишаются источника дохода). Во время занятий в классе они могут анализировать кейсы, построенные на реальных ситуациях и проблемах их родных компаний, а полученные результаты незамедлительно переносить на практику. Во-вторых, студентам нравится, что им не надо производить впечатление на работодателей и можно заниматься собственно образованием, а не поиском работы. Однако, по словам Натальи Цыгановой, за два года обучения происходит переоценка ценностей. В итоге около 25% слушателей решают менять работу, а 4% уходят в свободное плавание и открывают собственный бизнес.


Среди программ встречаются довольно необычные по формату. Вот несколько самых известных.

One MBA. Это детище пяти бизнес-школ: Kenan-Flagler Business School at the University of North Carolina (США), Rotterdam School of Management (Нидерланды), Fundacao Getulio Vargas (Бразилия), Tec de Monterrey (Мексика) и Chinese University of Hong Kong (Китай). 21-месячная программа объединяет студентов в группы, которые перемещаются из одной страны в другую, проводя в каждой по неделе. Часть сессий проходит в кампусах, из которых студент выбирает обычно один, ближний к стране постоянного проживания.

EMBA-Global. Этой программе исполнилось уже три года. Ее общими усилиями создали Columbia Graduate School of Business и London Business School. Студенты раз в месяц съезжаются на неделю в Лондон или Нью-Йорк. Курсы ведут одни и те же преподаватели.

RIUM. Это результат объединения программ New York University's Stern School of Business (США), HEC School of Management (Франция) и London School of Economics and Political Science (Великобритания). Раз в два-три месяца проводятся недельные занятия в разных кампусах. Общая продолжительность - 16 месяцев.

Global MBA. Эту программу предлагает испанская бизнес-школа IESE. Ее продолжительность - полтора года. Семь модулей проходят в Калифорнии и Шанхае (это результат партнерских отношений испанцев с China Europe International Business School).

Российские программы Executive MBA пока не могут порадовать таким разнообразием форм обучения. Но перемены происходят, и среди них - все большая специализация этого вида бизнес-образования. Так, в январе будущего года Стокгольмская школа запускает новую программу для руководителей высшего звена в сфере стратегического маркетинга. Могут ли отечественные программы похвалиться качеством обучения? Слово Ашоту Сеферяну: "У нас бытует мнение, что российские программы по своему уровню не дотягивают до западных аналогов. Это не так. Если вы откроете учебный план любой школы бизнеса и сравните его с нашим, то обнаружите максимальное сходство по перечню предметов. Количество дисциплин, например, в российских программах значительно больше. Причин тому много, и главная - у нас нет государственного стандарта по программам ЕМВА и, соответственно, государственного диплома. А это очень важно для российских слушателей. Из этой ситуации возможны два выхода. Первый - выдавать диплом МВА. А значит, курс обучения по программам Executive MBA должен в целом соответствовать российским стандартам МВА-программ. Второй выход - выдавать негосударственный диплом EMBA и несколько отойти от принятых стандартов при сохранении высокого качества образования. Думаю, что реализация обоих этих вариантов пойдет на пользу российскому бизнес-образованию".

Чего хотят студенты программ ЕМВА от обучения? Возможности гармонично сочетать работу, учебу, личную жизнь; больше общаться с коллегами-студентами и работодателями, причем время на это должно быть заложено в учебном плане. Значительно увеличились требования к академическому содержанию программ. Студентам нужна и максимально четкая организация обучения, чтобы они могли больше времени уделить учебе, работе, семье, а не хлопотам о билетах на самолет или покупке книг. Учиться они стремятся в коллективе профессионалов, обладающих серьезным и разнообразным опытом.

ВЯЧЕСЛАВ ДАВИДЕНКО, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ RENAISSANCE CAPITAL, ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ MBA CONSULT

  

Журнал Карьера