Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Диплом с дистанционным управлением

Хорошего менеджера всегда отличает осознание необходимости периодически повышать свой профессиональный уровень. Однако быть слушателем очной программы московской бизнес-школы, работая где-нибудь в Ханты-Мансийске, проблематично, бросить на время обучения бизнес в постоянно меняющихся условиях российского рынка — для многих условие невыполнимое. Именно поэтому за последние несколько лет стали популярными учебные программы для занятых людей — дистанционные.

 

В этом учебном году слушатели программы MBA московского Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и американской бизнес-школы Wharton встретились в рамках совместного проекта — дистанционной бизнес-игры, имитировавшей международные деловые переговоры. Стороны спорили, готовились к заседаниям, упрекали друг друга в незнании российского и американского законодательства, изучали детально эти самые законодательства и т. д. По словам ректора ИБДА Сергея Мясоедова, проведение такой встречи без применения технологий дистанционного обучения с обеих сторон оказалось бы достаточно дорогостоящим удовольствием и вряд ли смогло бы состояться.

Дистанционное обучение как качественно новый способ получения знаний, связанный с развитием Интернет-технологий, появилось в последней трети XX века. По прогнозам исследовательской компании IDS, объем только европейского рынка дистанционного обучения (и бизнес-обучения в том числе) к 2005 году уже составит $6 млрд.

В отличие от западных коллег активно использовать дистанционку российские бизнес-школы начали относительно недавно. В России первопроходцем стал Международный институт менеджмента (МИМ) «Линк», который с 1992 года специализируется именно на программах дистанционного обучения. А только с 1997 по 2002 год в России появилось около 600 учебных центров, предлагавших дистанционку.

Лидеров не так уж много. По словам Виктора Орехова, начальника отдела маркетинга Открытого университета (ОУ) МИМ «Линк», чтобы программа distance learning заработала, в нее нужно вложить не менее $100 тыс.

Сегодня среди наиболее популярных и серьезных — программы Открытого университета МИМ «Линк», Интерактивной бизнес-школы Высшей коммерческой школы (ИБШ ВКШ), Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и проч., рассчитанные не только на новичков в бизнесе (программы проекта «Система дистанционного бизнес-обучения» (СДБО) Высшей школы менеджмента при АНХ, МИМ «Линк», МЭСИ и т. д.), но и на менеджеров среднего и высшего звена. ИБДА, «Линк», Интерактивная бизнес-школа ВКШ с осени планируют начать обучение по программе для «топов» Executive MBA.

Дистанционная форма обучения удобна: конкурса на программы дистанционки не бывает; учиться можно в любое время в любом месте — главное, чтобы компьютер с доступом в Интернет был под рукой. Да и учиться придется гораздо меньше — около 10—16 часов в неделю, а не более 10 часов ежедневно, как, например, на дневных программах MBA.

Однако статистика свидетельствует, что слушатели дистанционных программ получают максимум 85% знаний от объема, который дается при очном обучении.

Главная же трудность — большая часть материала должна осваиваться самостоятельно. А усаживать себя за учебу работающему менеджеру трудно. В ИБШ ВКШ количество отчислений — 17 - 20%, а в ИБДА до конца дистанционного MBA доходит в среднем на 30% слушателей меньше, чем было на старте. Правда, на дистанционной программе есть возможность взять академку, которой слушатели, не успевающие совмещать обучение и высокую нагрузку на работе, пользуются вовсю.

Итогом дистанционно-образовательной эпопеи является получение сертификата (если речь идет о курсах повышения квалификации) или диплома государственного образца. В Открытом университете МИМ «Линк» слушатели русско-британской программы получают два диплома — ОУ МИМ «Линк» и Open University (работа тьюторов контролируется преподавателями Open University) .

Суть вопроса

Об определении дистанционного обучения и возможных вариациях его воплощения ведутся дебаты и сегодня. По определению дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, когда преподаватель и слушатель территориально разделены. Однако как в таком случае проверить, выполняет слушатель задания самостоятельно или перепоручает их, допустим, коллегам?

Каждый из упомянутых выше учебных центров предлагает свою методику обучения на расстоянии, сходясь в большинстве случаев, пожалуй, только в одном: сделать эффективным дистанционное обучение и весомыми дипломы без регулярных (раз в 2 — 2,5 месяца) встреч преподавателя и слушателя и личной сдачи слушателем зачетов и экзаменов, увы, нельзя. Виктор Орехов: Мы доверяем нашим слушателям, однако считаем для себя необходимым проверять знания не только с помощью письменных работ, присланных по электронной почте, но и устно. Это дает вузу понять, выполнял ли тесты и задания учащийся сам или прибегал к чьей-либо помощи.

Именно по причине невозможности контролировать работу слушателя абсолютно «бесконтактное» дистанционное обучение встречается редко.


С чего начать

Бизнес-обучение — штука дорогостоящая. Цены в среднем колеблются от $1000 на краткосрочные программы до $10— 12 тыс. на MBA. Тем не менее, это существенно дешевле, чем учиться на тех же дистанционных программах за рубежом. Именно поэтому в российских бизнес-школах нередко учатся бывшие россияне из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Однако для самых экономных в России существует бесплатная система дистанционного бизнес-образования (СДБО) малого предпринимательства (www.businesslearning.ru). СДБО была создана при поддержке правительства Москвы в рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве».

Для того чтобы получить доступ к учебным материалам СДБО (а это учебные курсы «Право», «Маркетинг», «Менеджмент» и «Информационные технологии»), вам придется зарегистрироваться на сайте и получить пароль. Впрочем, это тоже бесплатная процедура. Система обучения — модульная. Каждый модуль — это учебная программа объемом 100 академических часов. Вы можете пройти стандартный набор модулей по предложенным СДБО курсам или необходимый вам набор модулей по выбору.

К примеру, модуль «Бизнес-планирование» включает в себя 10 тем — начиная от «Подготовки и структуры бизнес-плана» до «Презентации бизнес-плана инвесторам». Каждая тема разбита на подтемы, материал в которых разжеван вплоть, например, до таких мелочей: каким шрифтом лучше набирать текст и какие места нужно выделять, чтобы документ был составлен не только максимально грамотно, но и солидно.

На сегодня здесь обучаются более 3600 человек по 23 учебным модулям. Однако сертификатов СДБО о прохождении модуля повышения квалификации выдано гораздо меньше — около 180. Их получили те учащиеся, которые приехали в Москву и прошли очную аттестацию.

Distance learning по-русски

Принято считать, что слушатели дистанционных программ начисто лишены такого важного элемента бизнес-обучения вообще и обучения на программах MBA, как возможность общения и обмен опытом между слушателями. Однако там, где обучение выстроено по системе e-learning с максимально разносторонним использованием возможностей Интернета, по словам Михаила Толпышкина, директора Центра информационных технологий и консалтинга ВКШ, такая возможность есть. Слушатели дистанционных программ Высшей коммерческой школы активно пользуются не только общением на форуме, но и при наличии необходимых технических средств включаются в работу в режиме видеоконференции. При этом несколько слушателей могут одновременно работать с одним и тем же, допустим, текстовым документом и видеть все изменения, вносимые коллегами в режиме реального времени. Правда, необходимым условием для нормальной работы видеоконференций является наличие выделенной линии с приличной скоростью передачи информации.

Слушатели дистанционных программ МЭСИ также максимально ориентированы на интернет-обучение. Учатся они в так называемом виртуальном кампусе, который представляет собой сайт с базовыми учебными пособиями, дополнительной литературой, тестовыми заданиями и проч.

Институт менеджмента «Линк» работает по системе, разработанной британским Open University, которая представляет собой сеть учебных центров в России и странах СНГ. В МИМ «Линк» многоступенчатая система обучения. Здесь можно учиться на программах продолжительностью от четырех месяцев до трех лет. Специфика работы бизнес-школы в том, что здесь используют британскую методику и британские учебники, правда адаптировав их для российских слушателей, и предлагают ряд двойных (русско-британских) программ.

Виктор Орехов: Когда студент какую-то часть знаний получает только с помощью учебника, он может неадекватно воспринять материал. Поэтому работа по нашим учебникам носит интерактивный характер. Правда, термин «интерактивный» мы применяем не в привычном его значении. Мы имеем в виду, что студент, изучая материал, вынужден не только усваивать новый для себя теоретический материал, но и постоянно обращаться к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам. В конце каждой небольшой темы — задание на применение теории на примере вашего предприятия. Допустим, по маркетингу это может быть предложение проанализировать товар вашей компании или продумать возможности усовершенствования ее коммуникаций. То есть формируется умение применять теорию на практике. Если же возникают какие-то неясности, всегда можно обратиться за консультацией к тьютору, который доступен в режиме онлайн или по телефону.

Основы методики distance learning ИБДА базируются на разработках МИМ «Линк». Однако учебники здесь используют свои, написанные российскими преподавателями, читающими курсы и считающими свою программу все-таки уникальной. Сергей Мясоедов: Открытое образование в основном работает на менеджеров чуть выше среднего уровня. Это не хорошо и не плохо, это определенный сегмент рынка. Однако ИБДА ориентирован на менеджеров высшего сегмента. То есть перед нами в свое время встала дилемма: либо понижать свой сегмент рынка, либо взять из дистанционного образования только то, что подходит нашему сегменту. В итоге у нас появилась своя дистантная, она же заочная, программа.

Отличия действительно есть. Например, в ИБДА со слушателями дистанционки работают как тьюторы, курирующие самостоятельное обучение, так и преподаватели, читающие лекции на очных программах (в других случаях речь идет чаще всего о работе только с тьюторами). Дистанционщикам же они дают установочные лекции, цель которых — сориентировать слушателей в материале и сразу же заставит общаться, работать в команде. И таких нюансов достаточно много.

Какую бы программу вы ни выбрали и по какой бы методике ни обучались, главное, что стоит уяснить сразу,— соотносить distance learning с очным обучением не стоит.

Сергей Мясоедов: Бизнес-образование в аудиториях и открытое бизнес-образование — это разные жанры. Они могут заимствовать друг у друга элементы и создавать весьма жизнеспособные гибриды. Но сравнивать их — все равно что сравнивать камерный театр и телевидение.

Наталия Тютюненко

Коммерсант
Деньги №3 [458] 26 января - 1 февраля 2004