Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

16.06.2003 Образование по программам MBA в России: за и против

В России растет спрос на бизнес-образование, что связано не только с положительной динамикой развития образовательного рынка в целом. Как не раз отмечал "Эксперт Северо-Запад", российский бизнес выходит на новый этап развития: приоритетом для компаний становится не решение тактических задач, а выстраивание долгосрочных стратегий. Теперь владельцам бизнеса и менеджерам мало быть энергичными, квалифицированными специалистами, уметь "решать вопросы" и "разруливать проблемы". Нужны систематизация накопленных знаний, их дополнение "чужим" опытом, определение собственного взгляда на развитие экономики.

В удовлетворении новых потребностей предпринимателей и видят свою основную задачу бизнес-школы. Большинство из них предлагает одновременно несколько образовательных программ, с разным содержанием, историей и репутацией. Пожалуй, самая перспективная из них - MBA (Master of Business Administration, или Мастер делового администрирования). Эта программа ориентирована на людей, уже имеющих довольно богатый административный опыт, желающих его грамотно проанализировать и расширить. Таким образом, MBA оптимально соответствует сегодняшним задачам российского бизнеса.

Перспективный малыш

На рынке дополнительного бизнес-образования Петербурга представлено несколько форм обучения: краткосрочные курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (в частности, так называемая президентская программа - "Профессиональная переподготовка в рамках программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации") и MBA.

Курсы повышения квалификации наиболее популярны среди узких специалистов - бухгалтеров, менеджеров по персоналу, рекламе и т.д. Плюсы таких курсов: "заточенные" годами программы, краткий срок обучения (до двух месяцев), доступные цены (до 800 долларов за два месяца). Профессиональная переподготовка ориентирована в основном на людей, желающих получить глубокие теоретические знания в области экономики. Срок обучения в рамках программ переподготовки достигает 9 месяцев, стоимость - 3 тыс. долларов.

Два названных вида обучения занимают основную часть "бизнес-образовательного" рынка, общий объем которого составляет в Петербурге около 40 млн долларов. Программы MBA и по числу выпускников (в среднем до 500 человек в год на весь город), и по обороту (около 2,5 млн долларов) значительно им уступают. Примечательно, что почти все ректоры вузов, с которыми общался корреспондент журнала "Эксперт С-З", задавали вопрос: "Почему вас интересует главным образом MBA? Ведь это самый маленький сегмент рынка бизнес-образования". И тут же оговаривались: "Правда, самый перспективный".

Программа-брэнд

МВА - бесспорно, "раскрученный" брэнд, или даже культовый символ мирового рынка образования. В западной предпринимательской среде данная аббревиатура символизирует "головокружительный карьерный рост и умопомрачительный успех" (так описывается эта программа на сайте одной из западных бизнес-школ). Оттуда же: "Безработный выпускник МВА - это нонсенс. Выпускник MBA, прозябающий на плохой, низкооплачиваемой должности, - еще больший нонсенс". На Западе распространена легенда о том, что выпускник хорошей бизнес-школы уже на своей первой (после получения диплома МВА) работе получает не менее 100 тыс. долларов в год.

Заметим: как и в случае с любым другим брэндом, связанные с MBA ассоциации далеко не всегда соответствуют действительности. Бесспорно одно: данная программа во всем мире считается высшей ступенью бизнес-образования, открывающей возможности для развития карьеры. По сути, МВА - магистратура для людей, ранее получивших высшее образование и ставших менеджерами минимум среднего звена. Эта программа дает дополнительное образование, знания и навыки в области менеджмента, финансов и маркетинга. На ее занятиях учат грамотно принимать управленческие решения и выстраивать стратегию бизнеса. У MBA есть еще одна особенность, которая, собственно, и отличает ее от других программ бизнес-образования, - метод case study, то есть детальный разбор реальных ситуаций, в которых оказывались разные компании. Преподаватели MBA занимаются сase study до 60% академических часов.

Наша школа!

Если в Европе первые программы МВА появились в 1960-е годы, то в России этот сектор начал формироваться только в начале 1990-х годов, и с тех пор бизнес-школы множатся, как грибы после дождя. Однако учреждений, заслуживающих доверия, в Петербурге, по оценкам специалистов, не наберется и десятка.


Стоит сделать небольшое отступление: в мире существуют две традиции МBА. В США все ведущие школы бизнеса (Гарвардская, Стэнфордская, Уортонская, Слоуновская и др.) развиваются в рамках крупных университетов, в нашей терминологии это просто факультеты. В Старом Свете ситуация иная: бизнес-школы, даже учрежденные крупными университетами, развиваются в качестве самостоятельных учебных заведений. Среди них наиболее известны INSEAD (Франция), IMD (Швейцария), RSM (Нидерланды), Cranfield (Великобритания). В Петербурге представлены оба типа бизнес-школ. Классический пример - два проекта, созданных на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ): факультет менеджмента развивается в соответствии с американской моделью - внутри университета, а Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), имеющий того же учредителя, работает самостоятельно.

Сейчас на городском рынке программ МВА работают около 150 петербургских бизнес-школ, филиалы западных образовательных учреждений (Стокгольмская школа экономики и филиал Открытого университета Великобритании - Открытая школа бизнеса), а также московские структуры (например, Международный институт). Значительную часть рынка занимают мелкие игроки - школы при небольших частных вузах, которые нередко презрительно называют junk MBA - "мусорный МВА". Эти школы обычно не имеют аккредитации, их программы (ни по содержанию, ни по ценам, ни по длительности) не соответствуют принятым на этом рынке стандартам. Между тем брэнд МВА верно им служит - слушателями (довольно многочисленными) junk MBA становятся люди, желающие за скромную плату (от 800 долларов) формально получить "корочки" всемирно известной программы.

Другой сектор рынка представлен девяткой крупных игроков. В пятерку лидеров (по числу клиентов) входят факультет менеджмента СПбГУ, ИМИСП, Стокгольмская школа экономики, Высшая экономическая школа при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов и Открытая школа бизнеса. В прошлом году они вместе набрали около 300 слушателей.

Далее следуют Российско-бельгийская Международная школа менеджмента (при ЛЭТИ), Международный банковский институт, Международная высшая школа управления при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Институт международного бизнеса и коммуникаций при Балтийском государственном техническом университете. В минувшем году они обучили по программе MBA не более 90 студентов.

Лимиты предложения

Впрочем, число слушателей будет расти: уже в следующем году, по оценкам экспертов, набор по программе МВА расширится в городе примерно на 30%. Все игроки отмечают: если еще два-три года назад спрос на МВА был стабильным, то сейчас он резко возрастает. "В двухтысячном году мы проводили первый набор на программу MBA, - рассказывает декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало. - При небольшом конкурсе на программу, очень успешно сформировали первую группу из 32 человек. В 2001 году - уже 60 человек. В этом году к нам на программу поступило 100 человек. Причем мы имели достаточно хорошие возможности отбора среди абитуриентов".

Всплеск спроса, особенно на дистанционную форму курса MBA, отмечает и директор Отрытой школы бизнеса Борис Федоров. Впрочем, добавляют специалисты, понадобится еще 10-15 лет, чтобы объем этого рынка достиг среднеевропейских показателей.

Интересно, что, по словам Валерия Катькало, рост спроса происходит на фоне постоянного увеличения цен на МВА. Если в первый год цена за программу МВА на факультете менеджмента СПбГУ была 5300 долларов, то в этом году она вышла на уровень 8900 долларов США. Как полагает ректор ИМИСП Сергей Мордовин, следует ожидать и дальнейшего роста цен. "Средняя цена качественных программ MBA поднимется в городе с сегодняшних примерно 10 тыс. долларов до 20 тыс. через три-четыре года", - говорит он. Указанная динамика показывает, что качество бизнес-образования является для петербургских менеджеров существенно более важным фактором, чем цена. Иными словами, люди не хотят отказываться от диплома MBA и выбирать другие программы обучения из-за того, что этот диплом стал дороже.

С другой стороны, лояльность петербуржцев к MBA имеет естественные ограничения. Если указанный выше уровень цен в 20 тыс. долларов будет достигнут не через три года, а сегодня, рост рынка точно остановится, потому что большинство потенциальных клиентов оплатить обучение при всем желании не смогут. В то же время в Европе цена 20-30 тыс. долларов за курс MBA считается минимально необходимой для поддержания должного уровня обучения. Таким образом, ограниченная платежеспособность среднего петербургского менеджера является фактором, существенно сдерживающим развитие рынка. Этот фактор объясняет, почему при росте спроса в Петербурге не расширяется качественное предложение программ MBA.

Как отмечает Валерий Катькало, "порог входа на петербургский рынок "качественного" МВА весьма высок. Чтобы начать работу, требуются либо очень большие инвестиции, которые могут себе позволить только крупные западные школы, либо длительная подготовка школы". Например, ИМИСП готовил программу МВА к выходу на рынок почти три года. По всем прогнозам, новых сильных игроков в этом сегменте в ближайшие годы не появится. Когда городские менеджеры материально окрепнут, ситуация, конечно, изменится: возможность серьезно увеличить цены на образовательные услуги привлечет в Петербург западных игроков, которые будут конкурировать с "местными" школами-лидерами. По мере ужесточения конкуренции российским игрокам неизбежно придется увеличивать инвестиции в качество своих программ, что вызовет новую волну подорожания услуг.

Можно констатировать, что сегодняшняя "недоразвитость" петербургского рынка имеет свои плюсы: априори элитное MBA-образование пока является относительно доступным.

Эксперт