Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

MBA короче, быстрее, дешевле.

 Ускоренные одногодовые программы МВА набирают популярность, но критики говорят, что они не подходит для всех и могут оставить некоторых студентов недовольными

   Логан Снайдер в середине обучения в юридической школе решил, что он хочет получить степень МВА. Но после четырех лет обучения по бизнес-специальности уровня undergraduate, трех лет в качестве студента юридического факультета, и несколько лет опыта работы, потратить два года в бизнес-школе не была привлекательной перспективой.  Снайдер говорит: "Кажется, это было бы пустой тратой времени и денег".

    К счастью для Снайдер, его бизнес и опыт работы позволил ему обойти традиционные МВА в пользу ускоренной годичной программы МВА в Notre Dame's Mendoza College of Business  Пробыв 10 недель летом этого года в  основных базовых классах MBA, таких как бухгалтерский учет и финансы, он прыгнул прямо на второй год двухлетней программа МВА осенью этого года и планирует закончить этой весной.  "Я не могу поверить, когда я оглядываюсь на четыре месяца назад и понимаю, что я прошел почти половину программы."

    Такого рода примеры в бизнес школах становятся все более и более общим для все большего числа студентов, их выбор в пользу более короткого и более интенсивного обучения позволяет снизить примерно половину цены традиционных двухлетних программ.  Сокращенный срок до одного года программа МВА, в сочетании с более привлекательной ценой, оказывается привлекательным для многих студентов говорят сотрудники и директора программ МВА.  Ряд американских школ бизнеса, которые предлагают программы ускоренного обучения отмечают, что количество  заявок значительно увеличилось в прошлом году. И во всем мире, почти 70% годичных программы МВА отмечают  увеличение предложений в этом году, по данным последнего обследования Graduate Management Admission Council. Для удовлетворения растущей потребности учащихся в этих программах, все больше и больше школ МВА расширяют свои предложения, включая годичные программы MBA.

Растущая тенденция

 Тенденция отражает сдвиг, который произошел на рынке MBA в прошлом году, говорит Nunzio Quacquarelli, управляющий директор QS World MBA Tour, которая получила около 4000 потенциальных студентов МВА в 35 странах мира осенью прошлого года и  весной 2009, в своем ежегодном выступлении.  В этом году большинство из кандидатов в  студенты  MBA (44%) заявили, предпочтение однолетней программе  двух-летней программе (43%), впервые в 11-летней истории опросов.  В США двухлетняя модель обучения по-прежнему является предпочтительным вариантом, но даже это начинает меняться, говорит он.  "Пять года назад,  двухлетние  МВА были значительно более популярны, чем однолетние, но теперь они сравнялись", говорит Quacquarelli.

Школы в США уже реагируют на спрос со стороны студентов на альтернативные программы. Rutgers Business School начинает новую одногодовую программу MBA, которую  запускает летом 2010 года. Школа предлагает двухлетнюю программу МВА на его территории Newark (NJ) уже несколько лет, но никогда не предлагал одногодовые программы, говорит Сьюзен Гилберт, заместитель декана Rutgers 'программ МВА,

While researching, she reviewed applicant data from the past few years and unearthed a surprising discovery; about 40% of the applicants to the school's two-year MBA program already held undergraduate business degrees and were likely up to speed on the concepts typically covered in first-year core MBA courses. Проводя исследования, она рассмотрела данные заявителей за последние несколько лет, и обнаружили удивительные открытия, около 40% заявителей на двухлетнюю программу МВА году уже  получили степени бакалавра бизнеса и хотели бы ускорить изучение теорий бизнеса, обычно составляющие основу первого год основного курса MBA.

Добавление одногодовой программы МВА  в список программ школы, казалось, имеет смысл,  говорит Гилберт, с идеей о том, что программа будет предназначена для  более опытных кандидатов. «Увеличивается нишевый сегмент студентов, которые не меняют коренным образом направление своей карьеры». "Они хотят, чтобы МВА ускорил их продвижение в их карьеры в той  области где они уже работают."


Рост числа зачисленных студентов

Школы, в которых уже предлагаются однолетние программы MBA, отмечают, что начинают извлекать выгоду от предоставляемых этому новому рынку студентов услуг. В бизнес школе Utah State University's Jon M. Huntsman School of Business, в которой однолетняя программа MBA проводится уже более десяти лет, количество зачисленных студентов этой осенью составило 56 человек, в прошлом году было 43 студента. На самом деле в этом году курс был таким многочисленным, что первокурсники не могли поместиться в классе, где обычно проводятся лекции, и должны были переместиться в более просторную аудиторию, рассчитанную на 80 человек, сообщает Кен Снайдер (Ken Snyder), директор программ MBA школы Huntsman.

Другие бизнес школы отмечают такой же рост. В школе Notre Dame число поступающих на однолетнюю программу увеличилось в этом году на 14%, и школа зачислила на курс этой осенью на 30% больше студентов, чем в прошлом году, сообщает Брайн Лор (Brian Lohr), директор приемной комиссии. В бизнес школе University of Pittsburgh's Katz Graduate School of Business, в которой однолетняя программа MBA существует самое длительное время в США, число поступающих в этом году выросло более чем в два раза, сообщает Билл Валента (Bill Valenta), заместитель декана программ MBA. Частично этот прирост возник из-за иностранных студентов, которые стремятся найти такие же по продолжительности программы, которые предлагаются в их странах, сообщает Валента. «В Европе наблюдается увеличение числа однолетних программ, поэтому мы видим больше иностранных студентов, которые предпочитают именно такую модель обучения», - рассказывает он.

Тем временем некоторые учебные заведения, которые предлагают однолетние программы MBA, стремятся сделать свои программы более современными и привлекательными для студентов. Колледж University of Oregon's Lundquist College of Business недавно модернизировал свою однолетнюю программу MBA, теперь это позволяет студентам закончить обучение в течение 9 или 11 месяцев и делает программу одной из самых коротких из однолетних программ MBA на рынке. Раньше студенты проходили ускоренную программу за 15 месяцев, рассказывает Эндрю Вернер (Andrew Verner), заместитель декана программ уровня graduate. Он надеется, что новое расписание, которое позволяет специализироваться в таких направлениях, как спортивные товарные знаки или устойчивый бизнес, совместно с новой продолжительностью программы произведут фурор среди поступающих. «В США предпочтение все еще остается за двухлетними программами MBA, поэтому, если вы можете добавить и однолетнюю программу, это даст вам фору в условиях конкуренции», - считает Вернер.

Однако директора приемных комиссий признают, что ускоренные программы MBA - не для всех. Не всегда в них есть столько же разнообразия, когда речь идет о курсах по выбору и акцентированном внимании на определенные дисциплины, а студенты обычно так заняты, что у них нет времени принимать участие в мероприятиях на кампусе.


Отсутствие летней стажировки

В отличие от двухлетней программы MBA, где требуется прохождение летней стажировки между первым и вторым годами обучения, однолетняя программа обычно не предоставляет студентам такой возможности. В напряженной ситуации на рынке труда, когда многие компании делают предложения по работе только тем студентам, кто проходит у них стажировку в рамках программы MBA, это может поставить студентов однолетних программ в невыгодное положение, когда дело коснется поиска работы, признает Снайдер из школы Huntsman. Школа должна творчески подойти к тому, чтобы помочь учащимся подготовиться к поиску возможностей устройства на работу.
 

«Иногда, когда мы обращаемся к крупным компаниям, они говорят, что большинство рабочих мест для студентов MBA оказались закрыты после летней стажировки, - сообщает Снайдер. - Нам нужно работать над тем, чтобы справиться с проблемой отсутствия этой летней стажировки».

Но на этот недостаток большинство студентов, поступающих на однолетние программы, не желают обращать внимания. Те, кто поступает на однолетние программы, обычно более целенаправленны, чем студенты двухлетних программ MBA, и опыт стажировки им не так необходим и не имеет такого значения для развития карьеры, признают директора приемных комиссий. В приемных комиссиях также сообщают, что они тщательно проверяют аппликантов на однолетние программы, обычно требуя от них наличие образования в сфере бизнеса уровня undergraduate и несколько лет опыта работы. Многие программы ищут студентов, которые являются не сторонниками изменения направления карьеры, а сторонниками продвижения по карьерной лестнице. «Обычно студент однолетней программы – это строго сконцентрированный на развитии карьеры человек, который не совершает серьезных смещений в направлении карьеры, - сообщает Лор. - Они остаются практически в той же самой области, но после обучения возвращаются на должность более высокого уровня».

Это относится к Эллисон Фромм (Allison Fromm), студентке однолетней программы школы Pittsburgh's Katz School, которая до обучения в бизнес школе работала в отделе по расчетам с поставщиками компании Bayer, гиганта в области здравоохранения, и сейчас планирует после выпуска вернуться в данную сферу. Имея 10 лет опыта работы за плечами, она считает, что ей не нужна летняя стажировка и остальные привилегии, характерные для двухлетней программы MBA. Фромм сомневалась в решении снова пойти учиться, пока не узнала об однолетней программе MBA. Ее решение оказалось компромиссным, считает она. «Конечно, я сожалею о вещах, которые не могу делать, но неужели лучше было бы пойти на двухлетнюю программу? Совсем нет, - говорит Фромм. - Здесь я могу получить знания по основам бизнеса, не слишком долго оставаться без работы и вернуться обратно в полном порядке».

Не все в мире образования в области менеджмента рады набирающим популярность однолетним программам MBA. Укороченная программа MBA может быть подходящей моделью для группы талантливых студентов с обширным опытом работы в бизнесе, но она не годится для большинства студентов, считает Джон Фернандес (John Fernandes), президент ассоциации Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB), одного из ведущих агентств по аккредитации бизнес школ.


Данная ассоциация проследила некоторые из аккредитованных школ США, предлагающих ускоренные программы MBA, которые определяются как программы, которые можно закончить менее чем за два года. В 2005-2006 учебном году была 31 аккредитованная школа, предлагавшая ускоренные программы, в этом году данное число стремительно возросло до 44, согласно данным AACSB. «Это очень резкий скачок, - сообщает Фернандес. - Я озабочен тем, что существует гонка за ускоренное обучение».

Растущая популярность этих программ приходится на время, когда AACSB просит, а в некоторых случаях требует от школ добавить в расписание двухлетних программ больше таких дисциплин и теорий, как этика, устойчивое развитие, способы функционирования на международном рынке, сообщает Фернандес. Новые однолетние программы могут быть поставлены на контроль представителями аккредитующих компаний в течение следующих лет, если они не будут отвечать стандартам AACSB, заявляет он: «Если в школе появляется программа, которая не охватывает в достаточной степени учебный курс, то это опасный путь. Пока вы не наберете очень опытных и высокорезультативных студентов, я думаю, что это еще один рынок из разряда «покупатель, остерегайся!» как для студентов, так и для работодателей».

BusinessWeek.com.