Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

“Удаленный ” класс

Получить престижное образование, не выходя из дома или прямо на рабочем месте? Почему бы и нет. Все, что вам понадобится, — компьютер и немного свободного времени.

Наталья Клименко

Сотрудник одного из химических предприятий Казани Николай Истифин решил кардинально поменять профессию и перейти из сферы IT-технологий в область финансовой аналитики. А для этого пройти программу МВА с соответствующей специализацией. Но в Казани ничего подходящего не нашлось, а бросать ради учебы работу не представлялось возможным. Друзья подсказали выход: дистанционное образование. “Сразу после зачисления мне прислали специальные программы, диски, книги, огромный список литературы, перечень контрольных работ и т.д., — рассказывает Николай. — Когда я поступал, онлайновые видео-технологии были еще в новинку, поэтому мы учились “письменно”: заполняли тесты и контрольные работы, отсылали их на проверку преподавателям, а потом получали ответ с их комментариями и рекомендациями. Хотя некоторые электронные технологии использовались уже тогда. Например, в электронных учебниках после каждой темы давался тест — и, если ты ответил неправильно, высвечивался комментарий с правильным ответом и пояснениями”.

Конечно, для сдачи основных экзаменов приходилось ездить в Москву. Зато — самостоятельность. “Между сессиями ты время распределяешь сам, — объясняет Николай. — Например, промежуток между зимней и летней сессией составлял почти полгода. В начале года на работе всегда много дел, и в первую очередь я занимался ими. А когда становилось полегче, начинал читать книги и учебные материалы, нужные для летней сессии, и, по мере готовности, сдавал контрольные и курсовые работы. Вообще, система такая, что нельзя сдать все контрольные за неделю до отъезда в Москву. Все должно быть сделано заранее, и менеджеры программы это отслеживают, напоминают. Но в то же время нет жестких временных рамок, как, например, на первом высшем — график более свободный”.

Дистанционное образование с самого начала задумывалось в помощь работающим людям, не имеющим возможности регулярно посещать учебные заведения. Еще в 1920-е годы с этой целью в СССР создали систему заочного образования.

Приказ №137 от 06.05.05 Министерства образования и науки РФ “Об использовании дистанционных образовательных технологий” помогает определиться с терминологией.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) данный документ понимает “образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника...

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)...

Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся...

Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением”.

После окончания Второй мировой войны, когда контакты между странами-победительницами стали плотнее, британцы обратили на нее внимание и решили организовать нечто подобное в своей стране: разработали учебные планы, программы, учебно-методические пособия, образовательные технологии. Проект финансировался правительством Великобритании. В 1962 году лорд Михаэль Янг на страницах журнала Where выдвинул идею Открытого университета — учебного заведения для взрослых, работающих людей. А в 1969 году указом ее величества королевы Великобритании был основан первый в мире университет дистанционного образования — Open University. Канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин.

Поначалу учиться в Open University могли только граждане Соединенного Королевства. Но через несколько лет, когда стало ясно, что СССР не собирается заявлять каких-либо протестов, на дистанционные программы стали принимать и иностранцев. В России же сегодня датой официального развития дистанционного образования считается... 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, разрешивший эксперимент в сфере дистанционного образования. И именно Открытый университет Великобритании в 1992 году стал вузом, “привезшим” дистанционное образование в нашу страну.

Красивая упаковка

Хотя дистанционное образование и существует в России более десяти лет, единого понимания, что это такое, нет до сих пор. “Попытка калькировать английское distance на русский язык породила нечеткую терминологию: дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционное обучение и др. — и соответствующее разнообразие трактовок этого явления в нашей стране”, — говорит Елена Дивногорцева, руководитель Центра дистанционных образовательных технологий Московской международной высшей школы бизнеса “МИРБИС” (Институт).

Премьер-министр Харольд Уилсон, курировавший проект создания Открытого университета, считал, что вуз, работающий по системе дистанционного образования, надо называть “эфирный университет”, а радио и телевидение должны “доставлять” преподавателей на дом к ученику. Но ни радио, ни телевидение не предполагают двустороннего общения. Возможно, поэтому для дистанционного обучения стали использовать обычную почту, а с появлением интернет-технологий — электронную.

“Само слово подсказывает, что к дистанционным можно отнести такие формы обучения, как заочное, экстернат, e-learning, — те, при которых студента и преподавателя разделяет дистанция, — объясняет Анна Лебедева, ведущий специалист Института магистерской подготовки МЭСИ. — Но развитие информационных технологий и их активное распространение способствует тому, что все чаще и чаще под дистанционным обучением понимают именно электронное обучение — e-learning”.

Да, базовый принцип построения современных систем дистанционного образования — тот же, что и у советского заочного образования: учащийся получает все необходимые материалы и методические указания по почте и отправляет обратно результаты своих работ. Но есть и новое. “Во-первых, здесь используют современные телекоммуникационные технологии для интерактивного взаимодействия между учащимися и преподавателями и быстрой доставки учебных материалов в электронном виде, — говорит Кирилл Меньшов, менеджер по маркетингу компании “Квазар-Микро”. — Во-вторых, задействуются мультимедийные возможности для обучения, моделирования лабораторных работ, практикумов и т.д.; и, в-третьих, можно проводить дистанционное тестирование знаний обучающихся”.

А что внутри?

“Дистанционные технологии расширяют возможности слушателей и позволяют им самим “моделировать” образовательную программу и график обучения, — считает Светлана Жильцова, первый проректор ИЭФ “Синергия”. — Эта форма обучения удобна еще и тем, что позволяет планировать собственное время и не зависеть от места работы или проживания”.

Тем не менее в чистом виде дистанционные программы встречаются нередко. Сегодня более популярно blended learning — смешанное, дистанционно-очное обучение. “Blended learning сочетает в себе различные формы работы, — объясняет Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента Л ИНК. — Самостоятельная работа с учебными материалами, письменные работы, интерактивные занятия, анализ собственной деятельности в компании, обязательные тьюториалы (семинары, интерактивная работа в группах), выездные воскресные школы, включающие тренинги, case-study и др.”.

А Олег Зильберштейн, администратор очно-дистанционной программы МВА “Общий менеджмент” Школы бизнеса “МИРБИС”, вообще считает, что хоть дистанционные технологии и позволяют расширить перечень дисциплин по выбору, оптимизировать график занятий и общую стоимость программы. Но, по его мнению, качество программ бизнес-образованя, составленных только из дистанционных курсов, будет ниже аналогичных очных или очно-дистанционных программ — именно из-за оторванности слушателя и преподавателя при изучении дистанционного курса.

“Основная цель аудиторных занятий — обмен знаниями, опытом, обсуждение практических ситуаций и заданий, — подтверждает Светлана Жильцова. — Для слушателей МВА обмен практическим опытом не менее полезен, чем собственно освоение учебной программы. К тому же во время очных сессий завязываются деловые контакты и отношения, что также является целью обучения по МВА”.

Впрочем, современные технологии (например, видеоконференции) позволяют организовывать настоящие виртуальные классы, сформировать группу, в которой преподаватель и каждый из слушателей могут находиться на расстоянии в тысячи километров друг от друга, взаимодействуя при этом в режиме реального времени. “В таких классах преподаватель видит одновременно несколько изображении учеников и может позволить ученикам видеть столько же, а каждого из удаленных участников может слышать весь класс. При этом в совместной дискуссии несколько участников могут говорить одновременно, — рассказывает Кирилл Меньшов. — При изложении материала преподаватель использует общую “классную доску”, которую видят все ученики, задействует средства для обмена текстовыми сообщениями в общем режиме (чат) и конфиденциально с каждым из учеников и так далее”.

 

Дистанционные программы бизнес-образования

Специальность/ специализация Уровень образования Срок обучения Целевая аудитория Итоговый документ Партнеры по программе Стоимость обучения
Moscow Business School
MBA Start MBA 9-45 мес. Все те, кто стремится повысить свою квалификацию и кому необходимо получить бизнес-образование Диплом Всемирного технологического университета (ВТУ) ЮНЕСКО на английском и русском языках, сертификат MBA Moscow Business School IMD (Швейцария), Pennsylvania State University, Urban Land Institute (США), Шведский институт менеджмента и др. 124 тыс. руб.
Институт магистерской подготовки МЭСИ
Стратегическое управление, финансовый менеджмент MBA 2 года Менеджеры высшего и среднего звеньев Гос. диплом МВA Maastricht School of Management (Нидерланды) 352 тыс. руб.
Менеджмент/стратегическое управление, финансовый менеджмент Магистратура 2,5 года Специалисты и бакалавры с опытом работы Гос. диплом о высшем образовании и степень магистра Нет 171,5 тыс. руб.
Институт экономики и финансов “Синергия”
Стратегический менеджмент, стратегический маркетинг, финансовый менеджмент MBA 2-5 лет/14 мес* Руководители высшего и среднего звеньев с опытом работы от 2 лет Гос. диплом МВД, сертификат об аккредитации программы АМВА Нет 40-220/105-165* тыс. руб.
Маркетинг моды ПК** От 3 мес. Специалисты по менеджменту, маркетингу, мерчандайзингу в области моды Гос. свидетельство о повышении квалификации Polimoda s.r.l. (Италия) 37 тыс. руб.
Институт экономики и финансов “Синергия”, Dirham Busines School(Великобритания)
General MBA 2-8 лет Руководители высшего и среднего звеньев с опытом работы не менее 3-х лет Диплом MBA University of Durham, сертификат об аккредитации программы АМВА, возможно получение российского гос. диплома МВА Durham Business School (University of Durham, Великобритания) €12 000, 2 диплома — €16 000***
Общий менеджмент MA 2-5 лет Лица, имеющие высшее образование Диплом University of Durham, возможно получение российского гос. диплома магистра менеджмента Durham Business School (University of Durham, Великобритания) €7000,

2 диплома —

€10 000

Международный институт менеджмента ЛИНК
General MBA 3,545 года Англоговорящие менеджеры высшего звена Диплом МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании Школа бизнеса Открытого университета Великобритании 601,6-638.6 тыс. руб..
“Стратегия”/ General MBA 2,5-Згода Менеджеры, стремящиеся получить высшую управленческую квалификацию Гос. диплом МВА, профессиональный сертификат, диплом в области менеджмента Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, за отдельные курсы — свидетельство о повышении квалификации и гос. диплом о профессиональной переподготовке Школа бизнеса Открытого университета Великобритании До 419,9 тыс. руб.
Менеджмент ПП**** 12 мес. Менеджеры, не имеющие специального управленческого образования Профессиональный сертификат в области менеджмента Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, гос. диплом о профессиональной переподготовке Школа бизнеса Открытого университета Великобритании 109 тыс.руб.
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС”
Маркетинг, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент и предпринимательство MBA 2 года Менеджеры средних и крупных компаний с высокой степенью занятости Гос. диплом МВА Нет 315 тыс. руб.
Маркетинг, финансовый менеджмент, менеджмент организации Второе высшее 3 года Все желающие Гос. диплом специалиста с высшим образованием Нет 198 тыс. руб.
Центр региональных программ МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова
Основы инвестиционного девелопмента, основы реструктуризации предприятий и компаний, эффективный менеджмент предприятий и компаний ПК 3 мес. Руководители и ведущие специалисты компаний Гос. удостоверение о краткосрочном ПК Нет 10 тыс. руб.
Предпринимательская деятельность в современных условиях/управление проектами ПК 4 мес. Руководители и ведущие специалисты компаний Гос. свидетельство о ПК Нет 20 тыс. руб.
Предпринимательская деятельность в современных условиях/управление проектами, инвестиционный девелопмент, корпоративный менеджмент, инвестиционно-строительный инжиниринг, менеджмент в нефтегазостроительной сфере ПП 8 мес. Руководители и ведущие специалисты компаний Гос. диплом о ПП Нет 40 тыс. руб.

* Сокращенная программа для лиц с высшим экономическим образованием.

" Повышение квалификации.

*** Стоимость действительна до 1 сентября 2008 года.

**** Профессиональная переподготовка.

 

Кому это нужно

Сегодня дистанционное образование используется на различных этапах обучения. Например, для студентов из городов, удаленных от столицы, дистанционные программы нередко становятся единственной возможностью получить диплом престижного вуза. Хотя изначально эти программы создавались для переподготовки менеджеров. “Естественно, руководители такого уровня постоянно испытывают дефицит времени, и дистанционно-модульная форма обучения МВА становится для них порой единственным шансом повысить профессиональную квалификацию, — говорит Лариса Карташова, проректор по международной деятельности ИЭФ “Синергия”. — По этой же причине данная форма обучения пользуется большим спросом у корпоративных заказчиков, которые заинтересованы, чтобы их сотрудники могли совместить учебу с работой”.

“В нашей компании давно и успешно действует программа Learning & Development, позволяющая раскрывать и развивать потенциал специалистов в области маркетинга, продаж и технической поддержки клиентов, — подтверждает Наталья Павленкова, директор по маркетингу в России, странах СНГ и Прибалтики компании TAND-BERG. — Все обучение в рамках этой программы проводится дистанционно, посредством видеосвязи. Изюминка такого обучения в том, что люди учатся прямо на своих рабочих местах, не нужно отрывать их от производственного процесса. В то же время видеосвязь дополняется другими мультимедийными и коммуникационными технологиями, что позволяет по-новому организовать учебные материалы, использовать интерактивные модели и в итоге повысить эффективность обучения”.

Плюс на минус

Сегодня уже ясно: видеоконференции, чаты, видеотренинги, видео- и аудиолекции, имитационные управленческие online-игры и симуляторы могут передавать знания, опыт и даже навыки на расстоянии. Среди безусловных достоинств дистанционного образования — не только возможность обучения вне зависимости от географической удаленности, но и экономия времени на занятия в сравнении с очной формой, возможность обмена опытом и знаниями с сокурсниками из других стран, регионов.

часовых поясов, отсутствие необходимости походов за учебной литературой в библиотеку или в книжный магазин (постоянно обновляемый пакет учебных материалов всегда под рукой) и т.д. Кроме того, использование современных технологий позволяет более гибко адаптировать учебные планы под специфику каждого конкретного набора слушателей или даже отдельного студента. Например, в МИМ ЛИНК студенты могут самостоятельно выбирать как изучаемые курсы, так и темп обучения.

Тем не менее сегодня дистанционное образование используется в основном в качестве дополнительного (не базового) обучения. Классическое образование в большинстве случаев по-прежнему получают очно. По мнению Кирилла Меньшова, причина не только в нашей ментальности, но и в объективных недостатках дистанционного образования: недостаточной развитости телекоммуникационной и IТ-инфраструктуры, низком уровне компьютерной грамотности. Кроме того, далеко не все практические занятия могут быть воспроизведены в условиях “виртуальной лаборатории” — для некоторых требуется сложное дорогостоящее оборудование и расходные материалы, а в определенных случаях критичным является именно реальность получаемого опыта.

Но разработчики программного обеспечения для дистанционных программ смотрят в будущее с оптимизмом и прогнозируют дальнейшую интеграцию видеосвязи с системами моделирования и виртуальной реальностью, что еще больше повысит реалистичность “виртуального” обучения.

Журнал Карьера