Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ДЛЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аветисян Д.Д. К.т.н., проф. МПГУ, чл. корр. АПСН, МАН ПО и МАН ИПТ

Президент e-Издательства "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение"

www.TeachPro.ru

Информатизация образования в свете экономической ситуации в России.

Экономическая и политическая стабилизация, которая наблюдается в последние годы, создала всего лишь предпосылку для намеченного устойчивого развития России. Причем, наличие финансовых ресурсов без структурных преобразований в системообразующих направлениях не гарантирует это развитие и не решит такую важную проблему сегодняшнего дня, как нехватка квалифицированных кадров, особенно в регионах страны. По определению не хватает ученых, специалистов, преподавателей в тех областях знаний, которые стали актуальными для нас за последние годы: ТОП-менеджеры, маркетологи, программисты новых платформ, биотехнологи, нанотехнологи и т.д. Наряду с этим производству не хватает огромное количество рабочих с начальным и средним профессиональным образованием. Более миллиона работников образования также нуждаются в повышении квалификации, особенно в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Все это предполагает за сверхкороткий период времени решения кадровой проблемы для науки, образования, промышленности и других сфер деятельности человека, обучая новым знаниям и новым технологиям для восстановления утерянного кадрового ресурса, для запуска простаивающих производственных мощностей, для построения новой, адекватной времени системы непрерывного образования.

Качественно и в сжатые сроки решить эти кадровые проблемы можно только путем использования технологий дистанционного обучения (ДО) в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), которые являются основной и самой эффективной формой организации учебного процесса, позволяющей без отрыва от производства повышать квалификацию специалистов. Учитывая географические масштабы России, мы можем и должны быть законодателями мод в этой области. Россия больше всех нуждающаяся во внедрении новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и построения инновационной системы образования XXI века.

Проблемы организации системы дистанционного обучения для ДПО

На вопрос есть ли у нас ДО, необходимо честно ответить, что его пока нет. Его и не может быть в принципе, пока нет фундамента, на котором можно строить эту современную систему. По нашему мнению, таким фундаментом может быть система мультимедийных ЭОР по всем учебным дисциплинам всех образовательных учреждений. Система ЭОР или контент, как его принято называть, обязательная, причем, определяющая составляющая ДО - без чего обучаться невозможно.

К сожалению, в российском секторе Интернет, в отличие от западного, нет ЭОР, которые можно назвать адекватными современным требованиям. Точнее их много, но все они, как правило, созданы в виде гипертекстовых электронных учебников, время которых давно прошло. Говорить о них, как о средстве обучения несерьезно. Образцы ЭОР, которые более или менее соответствуют современным требованиям, как правило, произведены штучно, или это фрагменты курсов, которые нельзя собрать в систему.

Из-за чрезмерного увлечения концепцией прямого и непосредственного использования телекоммуникационных возможностей Интернет, в противовес содержательным аспектам обучения, большинство высших учебных заведений перестали уделять внимание на необходимость разработки и внедрения ЭОР в свою образовательную деятельность. В течение последних пяти-шести лет многие вузы потратили на разработку или приобретение систем управления учебным процессом - LMS-систем (Learning Management System) для организации ДО. Однако и здесь ощутимых результатов мы не получили. Основная причина - отсутствие наиболее дорогостоящей части – контента. Иначе говоря, мультимедийных ЭОР Все это происходит из-за нежелания решать сложные проблемы, связанные с созданием мультимедийного контента, который, к тому же, с трудом “прокачивается” в условиях ограниченных пропускных возможностей Интернет.

Сложилась парадоксальная ситуация. Многие годы мы “стенали”, что мы бедные, что нет компьютеров, что мы отстаем и т.д. В то же время мы не заметили, как возник огромный разрыв между сформировавшейся технической инфраструктурой и наличием образовательного контента. Компьютеров в личном пользовании у нас стало вполне достаточно (по данным – более двадцати миллионов). К концу 2006 года 25 млн. россиян активно пользуются Интернет.

Весь домашний парк компьютеров, вся инфраструктура, фактически пока не работает на образовательный процесс. Вероятно, оснащенность россиян компьютерами была бы значительно выше, если бы была в них реальная потребность. Но такой острой необходимости нет, пока нет эффективных ЭОР. Наоборот, есть тенденция, когда обеспеченные родители не покупают компьютер для своего ребенка, чтобы компьютер не отвлекал его от выполнения своих уроков.

Таким образом, можно констатировать, что был допущен стратегический просчет в стратегии информатизация образования. Необходимо было приоритетно создавать контент, инициируя в обществе потребность приобретения персонального компьютера для обучающихся, вместо огромных денежных вложений на проекты по приобретению спутниковых антенн и сомнительных мероприятий, направленных на реализацию проектов информатизации образования в России.

Проблемы создания контента для систем дистанционного обучения.

Здесь следует отметить, что комплектов ЭОР, покрывающих хотя бы какие-то определенные учебные дисциплины, пока нет. Есть отдельные, достаточно эффективные ЭОР. Однако они не в полной мере соответствуют ГОСту по конкретной дисциплине, чтобы можно было использовать их при организации ДО. Кроме того, большинство существующих ЭОР не приспособлены для работы в Интернет. Фактически миллионы компьютеров, имеющихся в личном пользовании обучающихся, не используются в учебном процессе из-за отсутствия необходимых ЭОР. Причем, конкурсы, проводимые под эгидой Минобрнауки по созданию разнообразных ЭОР, ощутимых результатов также не дают. Причины кроются, по нашему мнению, в ряде неверных целевых и стратегических посылов, например:

1. Разработанные ЭОР ориентированы, преимущественно, не для самоподготовки на основе личных персональных компьютеров, а для работы в учебном заведении. Напомним, что парк домашних компьютеров почти на два (!) порядка больше, чем парк компьютеров в вузе или в школе.

2. Сроки осуществления проектов по созданию ЭОР спланированы на несколько лет, что диссонирует с реальностью – фактором сверхдинамично обновляющихся программных платформ. Иначе говоря, разработанные ЭОР ко времени завершения проектов, морально устаревают.

3. К разработкам ЭОР привлекаются десятки коллективов разработчиков, что в итоге приводит к такому многообразию программных решений, интерфейсов и пр., при котором преподаватели физически не могут "переварить" такой "зверинец" ЭОР.

4. Недооценивается роль и значение профессиональных софтверных компаний, специализирующихся в производстве программной продукции. Причем, именно образовательной продукции. К созданию программных систем и ЭОР привлекаются вузы или книжные издательства, которые не имеют достаточного опыта создания программной продукции и, при всем своем желании, не могут свой опыт аккумулировать относительно виду своей деятельности. На Западе, например, любая компания (в т.ч. производящая контент для вузов), для того, чтобы ей и ее продукции доверяли, предварительно получают сертификат качества - ISO9000 в своем виде деятельности.

5. Не используется большой опыт отечественных специалистов уже сейчас успешно разрабатывающих учебно-тренировочные центры и тренажеры для подготовки персонала атомных станций, военных и гражданских самолетов, подводных лодок и т.д.

6. Требования к разрабатываемым ЭОР не соответствуют современным международным нормам и стандартам. Это приводит к засорению рынка примитивными гипертекстовыми учебниками, поскольку создавать их проще.

Вывод простой - необходимо скорректировать стратегию информатизации образования, уделив основное внимание созданию профессионально скроенного образовательного контента. Сюда входит перенос образовательного процесса на поле мобильных ПК и смартфонов.

Образовательный контент и система управления учебным процессом.

Не менее сложной проблемой является интеграция ЭОР во внешнюю, более высокую по уровню, систему управления учебным процессом - систему LMS (Learning Management Systems). Это достигается благодаря следованию компаний – разработчиков LMS и компаний – разработчиков контента определенному ряду международных стандартов, точнее, соглашений, влияние которых не меньше, чем влияние стандартов. Образно выражаясь, самые разнообразные типовые электроприборы, созданные разными производителям, легко включаются в электросеть гостиницы, если эти приборы и сама сеть созданы в соответствии с единым стандартом. Кто не следует этим стандартам, тот оказывается вне рынка – его продукция становится невостребованной.

К разряду таких стандартов, в частности, относится международный стандарт - SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяется как распределенная модель объединения содержательного материала. SCORM является стандартом de facto и поддерживается практически всеми разработчиками LMS-систем и контента. Отсюда следует, что к любой “правильной” LMS-системе можно подключать любые “правильные” ЭОР.

Мы считаем, что при строительстве образовательных Интернет-порталов следует предвидеть ситуацию, при которой разные учебные заведения будут использовать разные LMS-системы. В некоторых случаях, разработанные по их заказу. При этом, в качестве образовательного контента могут использоваться ЭОР, разработанные также разными компаниями. Таким образом, Интернет-портал должен обеспечить доступ не только конечного пользователя к сайтам образовательных учреждений, но и доступ образовательных учреждений к базе данных ЭОР.


Технологии промышленного производства ЭОР

Исходя их поставленных задач информатизации образования, перед сообществом стоит задача в кратчайшие сроки создать тысячи современных мультимедийных ЭОР для общеобразовательной средней, средне специальной и высшей школы. От того, как будет поставлена организационная и программно-технологическая база создания мультимедийных ЭОР зависит их качество и стоимость разработки, следовательно, и уровень информатизации образования. Думается, что такое положение дел с разработкой качественных мультимедийных ЭОР есть результат отсутствия технологий для их промышленного производства.

Умение организовать промышленное производство информационного продукта, в частности, мультимедийных ЭОР задача нетривиальная - ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и т.д. Мы считаем, что качественный и технологичный мультимедийный ЭОР может создать только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании подобного информационного продукта. Только на основе промышленного, конвейерного производства мультимедийных ЭОР с использованием самых современных программных платформ можно обеспечить и насытить рынок эффективными ЭОР.

Что делать?

ММТиДО является одним из лидеров РФ в области разработки мультимедийных ЭОР. В ММТиДО разработано рекордное для РФ количество мультимедийных ЭОР – более 200 наименований, именно мультимедийных, а не гипертекстов. Это стало возможным благодаря разработанному инструментальному программному комплексу TeachPro_DL, позволяющему создавать мультимедийных ЭОР на промышленной основе. Причем, это не просто ЭОР, а учебно-методический комплекс нового поколения (УМК НП) в состав которого входит:

- CD-ROM в пластиковой коробке для самостоятельной работы в автономном режиме;

- КНИГА (с вложенным CD-ROM). Конспект лекций и учебно-методические материалы;

- СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети школ или вузов;

- SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

- Off_line-версия, где уроки скачиваются по отдельности и проигрываются в of-line (для дайлаб);

- On_line-версия (ВИДЕОКУРСЫ) - уроки проигрываются реальном времени с Inen-сервера.

Все это внедрено, работает и доступно для обозрения на сайте www.TeachPro.ru .

ЭОР серии TeachPro содержит следующие педагогические инструменты:

- мультимедиа, включая компьютерную графику, анимацию, видео и звук во всех форматах, обеспечивающих наглядность и образность подачи материала;

- интерактивность, способствующую активности и сознательности обучения;

- моделирование, как компонент деятельностного обучения;

- тестовый комплекс, обеспечивающий мониторинг качества обучения;

- модульность учебного материала, обеспечивающая построение образовательных траекторий;

- специальные инструменты для локализации ЭОР на любые иностранные языки;

- соответствие стандартам SCORM, что дает возможность интегрировать их с любой LMS и др.

www.TeachPro.ru - уникальный Интернет-ресурс, позволяющей по-настоящему вести обучение в среде Интернет. Уже сейчас десятки тысяч школьников, студентов, служащих госучреждений, сотрудников крупных корпораций используют ЭОР серии TeachPro.ru для самоподготовки. В чем уникальность этого ресурса?

Во-первых, это единственный ресурс в Интернет, в котором вместо примитивных гипертекстов реализованы интерактивные мультимедийные технологии.

Во-вторых, благодаря наличию большого количества готовых ЭОР, этот ресурс уже сейчас самодостаточен. Например, для контентного наполнения программы интернетизации всех школ России, проводимой в рамках нацпроекта "Образование".

В-третьих, ЭОР серии TeachPro соответствуют международным стандартам SCORM, что дает возможность интегрировать их с любой системой управления учебным процессом (LMS). Например, для решения общероссийской проблемы – необходимости повышения квалификации более миллиона преподавателей в области ИКТ . При этом можно организовать соответствующую систему ДО.

Уже сегодня ЭОР серии TeachPro успешно используются на корпоративном рынке в составе разных LMS стандарта SCORM – "Learn eXact" (МЭСИ, ЕАОИ и др.), "ЕКР" (CSSeTrain, г. Питербург), "eLerning3000" (ДО Москвы - сеть из 90 колледжей), "Moodle" (готово к внедрению в МПГУ, МГОУ), RedClass (госслужащие Минобрнауки РФ), "Прометей" (РусАл, Лукойл, ТНК, РАГС и ряд др. вузов), "Луч" (СГА), корпоративные LMS (Госкомстат, Госдума, ЦБ, РБР, РУДН, ВЗФЭИ, ИКТ) и др.

Таким образом, мы имеем готовую и опробованную платформу для технологической поддержки системы дистанционного обучения (ДО) на основе Интернет-технологий. Что не хватает, так это достаточного количества ЭОР по учебным дисциплинам высших учебных заведений.

Мы готовы для организации конвейерного производства ЭОР для вузов России, разрабатывая до 100 и более ЭОР в год - мультимедийных, интерактивных, объемных ЭОР стандарта SCORM по образу и подобию лучших образцов ЭОР серии TeachPro. При этом все разработанные ЭОР могут быть установлены на портале Минобрнауки. Не нарушая существующий и отлаженный учебный процесс в вузах, можно кардинально повысить качество самостоятельной работы студентов за счет высоких дидактических характеристик ЭОР серии TeachPro. Каждый вуз, может подключить понравившиеся ЭОР к своей системе LMS и использовать их как материал для дополнительной самоподготовки, не нарушая устоявшуюся в вузе организационную систему подготовки и информационную среду. Благодаря возможности ЭОР серии TeachPro легко работая с любой LMS, можно вести мониторинг за самостоятельным учебным процессом каждого студента индивидуально. По мере накопления "критической массы" ЭОР вузы постепенно могут перейти на классическое ДО, основанное на Интернет-технологиях.