Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Сезон опавших листьев

Сезон опавших листьев

Автор: Сергей Голубицкий

...... Хочу поделиться с читателем нетривиальными соображениями по поводу мощнейшей программы дистанционного обучения - NetOp School.

Начну с концепции. NetOp School разработана датской компанией Danware Data A/S и предназначена для универсального взаимодействия преподавателя с учениками в любом виртуальном пространстве. В голову сразу лезет Интернет, однако NetOp School замечательно справляется и с более камерным антуражем - например, с обычным компьютерным классом. Выглядит это так: модуль NetOp Teacher устанавливается на компьютере преподавателя, модуль NetOp Student - на машине каждого студента. Связь устанавливается по любому из популярных протоколов: TCP/IP, NetBios, IPX либо Wireless.

Компьютер преподавателя выполняет роль учебного сервера в сети, к которому подключаются студенты, после чего в распоряжении преподавателя оказывается всеобъемлющий набор функций:

 

  • Демонстрация (функция Demonstrate) любых действий как со своего (преподавательского) компьютера, так и с компьютера любого студента. Под демонстрацией понимается любое действие: работа с новой программой; показ слайдов, презентации, кинофильма; прослушивание аудиозаписи, браузинг в Интернете и т. п. Соответственно, студент может продемонстрировать только преподавателю либо всему классу свое умение выполнять ту или иную поставленную задачу;
  • Привлечение внимания (Attention) - функция, позволяющая преподавателю полностью блокировать клавиатуру, мышь и экран любого выбранного студента либо всего класса;
  • с помощью Контроля (Control) преподаватель получает доступ к компьютеру студента, например, для того, чтобы продемонстрировать ему правильную последовательность действий по выполнению того или иного задания;
  • функция Коммуникации (Communicate) позволяет вести звуковую беседу с поддержкой видео (или без таковой), текстовый чат либо обмениваться сообщениями (messages). Преподаватель волен выбирать для общения одного студента или группу выбранных из списка студентов;
  • Рабочая группа (Work Group) позволяет преподавателю формировать и динамически менять состав учебных классов (рабочих групп). В полном согласии с традицией "невиртуального" обучения преподаватель волен назначать старосту группы и делегировать ему любую толику прав по управлению занятиями;
  • функция Прогона (Run) запускает подготовленные контрольные работы, тесты и опросы. Помимо этого Run инициирует запуск любой программы как локально (на компьютере преподавателя), так и дистанционно (на компьютере любого студента);
  • с помощью Записи (Record) преподаватель заблаговременно подготавливает любую демонстрацию, которую затем проигрывает студентам во время занятий. Очевидно, что Record позволяет эффективно автоматизировать процесс обучения и снизить нагрузку преподавателя (вместо того чтобы каждый день выдавать одинаковую последовательность кликов мыши, демонстрируя работу какой-то компьютерной программы, можно записать учебный ролик, а затем постоянно проигрывать на занятиях, отвечая лишь на текущие вопросы студентов);
  • Файлы (Files) позволяют преподавателю раздавать студентам либо забирать у них любые документы и папки (например, подготовленный отчет, графическую работу и т. п.);
  • функции Commands и Policy относятся к глобальным настройкам учебного процесса - включению/выключению компьютера, подсоединению к тому или иному классу в реальном времени, установку привилегий и допусков для каждого студента и класса в целом (рис. 1).

  • Как видите, функциональность NetOp School, по крайней мере теоретически, позволяет говорить об идеальной среде дистанционного обучения. Я давно искал программу подобного рода и должен признаться, что ничего даже отдаленно приближающегося к датскому продукту не обнаружил за несколько лет поисков - ситуация на первый взгляд удивительная, поскольку в основе программы дистанционного обучения лежит банальный "троян" типа WinVNC или Remote Administrator! Разумеется, надстройка NetOp School над "трояном" настолько фундаментальна, что позволяет говорить о новом качестве продукта, тем не менее принцип остается неизменным: получение контроля над удаленным компьютером.

    Впору задуматься: отчего программа NetOp School пребывает практически в гордом одиночестве на более чем напряженном в конкурентном отношении софтостроительном рынке? Тут-то мы и подходим к моим анонсированным нетривиальным соображениям. Однако - по порядку.

    Когда я впервые обнаружил NetOp School, то по привычке сразу же впал в эйфорию. Перед глазами мысленно проплыл воздушный замок обновленного vCollege, школы биржевого трейдинга, кою уже восьмой год пестую в Рунете на радость жаждущим острых ощущений пассионариям. Еще бы: NetOp School позволял отказаться от старомодного трехэтапного обучения - лекционные материалы, проверочные работы, обсуждение по электронной почте - в пользу ультрасовременной и - главное! - несоизмеримо более гибкой системы аудиовизуального общения и презентаций в реальном времени. Тем более что практическая реализация заявленной концепции да и сам интерфейс NetOp School откровенно тянут на шедевр. Взгляните хотя бы на алгоритм создания плана занятий (рис. 2).

    Ничто так не радует меня в NetOp School, как безупречная логика алгоритмов. Никаких тебе лишних сущностей, никакой путаницы с понятийной иерархией: составляя план занятий, мы оперируем только заданным, изначально ограниченным числом функций - тех самых Demonstrate, Attention, Control, Run и т. д. Скажем, начальные этапы урока, воспроизведенного на скриншоте: первое действие - Attention, мы блокируем доступ к клавиатуре и мыши на компьютерах всех студентов класса, привлекая их внимание к началу занятий. Второе действие - локальный запуск на компьютере преподавателя программы (в моем примере - Metastock) для последующей демонстрации работы с индикаторами волатильности. Третье действие - запись (Record) действий преподавателя по загрузке графика ценной бумаги в Metastock, выбора первого индикатора волатильности - Average True Range, изменению его периодов, демонстрации техники интерпретации и принятия трейдингового решения. Далее - по той же схеме: все четко, лаконично, исчерпывающе информативно.

    Согласитесь, уровень интуитивности NetOp School просто ошеломляет. Само же программное исполнение - на уровне произведения искусства. Что же тогда не так? А не так - сама концепция!

    Сколько я ни пытался, ни пыжился, ни фантазировал, никак не удавалось смоделировать ситуацию, при которой дистанционное обучение по схеме NetOp School находило практическое применение в конкретной ситуации моего "Виртуального Колледжа"! Вся беда в том, что практически неосуществимо собрать пусть даже самый худосочный дистанционный класс для проведения занятий в реальном времени. Вы только представьте уровень энтропии:

    1. Необходимо скоординировать график занятий, устраивающих всех без исключения студентов. Почему всех?

    Потому что обучение стоит денег и преподаватель не может удовлетворять лишь большинство студентов, игнорируя мнение меньшинства. О разности часовых поясов даже не говорю (в vCollege есть студенты из Канады, Австралии и Казахстана).

    2. Необходимость обеспечить коммуникацию и доступ к сети одновременно для всех студентов (а что если кто-то не может дозвониться до своего провайдера по дайлапу?).

    3. Неимоверно высокая "учебная курва" (куда ж без нее!) NetOp School (не потому что программа сложная, а потому что весь процесс непривычен и в новинку!).

    В результате мы получаем Неуловимого Джо - самого быстрого, самого ловкого, самого умного ковбоя - и лишь одна незадача: кому он нужен?

    Впрочем, мнения своего не навязываю, потому и посвящаю "Голубятню" NetOp School - программе, которая сама по себе удивительна и бесподобна!

    Опубликовано в журнале "Компьютерра" №16 от 27 апреля 2006 года