Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Национальные рынки дистанционного обучения

Евгений Хвилон,
проректор МЭСИ по координации перспективных проектов,
консультант ЮНЕСКО по ИКТ в образовании,

Технологические основы и возможности открытого и дистанционного обучения определяют главные направления его нынешнего глобального развития. В связи с непрерывно повышающимися требованиями к уровню образования в контексте социального прогресса экономически развитых и развивающихся государств, совсем не удивительно, что открытое и дистанционное обучение рассматривается сегодня в как новый подход к созданию системы доступного и высококачественного образования, базирующейся основанной на принципах общественной справедливости и равноправия. И по мере признания того, что система традиционного обучения уже не в состоянии удовлетворять современные образовательные потребности в образовании и соответствовать новым требованиям к нему, возрастает значение дистанционных методов как в качестве стратегических инструментов мирового образовательного прогресса.

Заметное повышение интереса к открытому и дистанционному обучению наблюдается сейчас в самых разных государствах. Примеры внедрения систем дистанционного образования можно, в частности, обнаружить в самых многонаселенных странах (Китае, Индии, Пакистане, Нигерии, Египте, Индонезии, Бразилии, Мексике, Бангладеш), где распространение этих систем в основном имеет целью «повышение общего уровня школьного образования, подготовки преподавательских кадров и общественно-просветительской деятельности, прежде всего, в вопросах области здравоохранения». Стратегии разработки систем дистанционного обучения в перечисленных областях носят общий для этих стран характер и могут одинаково успешно применяться если не во всех, то по крайней мере в большинстве из них. Создаваемые ими образовательные системы базируются главным образом на возможностях радиосвязи и других средств, не предусматривающих использование высоких технологий. При этом непрерывно увеличивается и количество инновационных новаторских проектов, непосредственно ориентированных на потенциал современных ИКТ.

Европейский союз в последние годы проводит политику активного внедрения компонентов открытого и дистанционного обучения в различные образовательные программы. В Центральной и Восточной Европе дистанционное обучение считается одним из важнейших инструментов содействия продвижению общества в направлении демократизации и рыночной экономики. Целый ряд инициатив и предложений по развитию дистанционного образования исходит сейчас как от организаций и учреждений отдельных стран, так и от международных и региональных структур.

Однако это не означает, что учебные заведения дистанционного образования уже преодолели все стоящие на их пути барьеры и решили все свои финансовые проблемы. Общий дефицит экономических ресурсов в развивающихся государствах до сих пор не дает им возможности оказывать программам дистанционного образования необходимую поддержку. Правительственный курс на всемерное повышение экономической эффективности всех индустриальных отраслей промышленности во многих странах сочетается с политикой финансирования образовательной сферы по остаточному принципу и принятием мер по увеличению доли денежных средств, вносимых учащимися в виде платы за обучение, в общей сумме средств, направляемых выделяемых на компенсацию стоимости учебного процесса.

В то же время, в обстановке явной ориентации образовательных систем на рыночные условия учреждения традиционного образования все чаще прибегают к использованию методов открытого и дистанционного обучения – и прежде всего, именно в целях повышения своей экономической конкурентоспособности и расширения своего рыночного пространства. Наблюдается стремление к формированию всевозможных стратегических альянсов между государственными и частными образовательными учреждениями. Таким образом, границы, отделяющие различные секторы образования становятся все более размытыми, а противоречия между ними – все менее очевидными. И наиболее ярко эта тенденция проявляется в сфере профессионального и непрерывного образования.

Стратегия создания подобного сообщества во многом зависит от желания государств и правительств возглавить этот процесс и обеспечить координацию действий по формированию современной и доступной сетевой инфраструктуры (в данном случае имеется в виду не только совокупность технологических и аппаратно-программных средств, но и комплекс образовательных услуг, которые соответствующие организации и учреждения производят для распространения с помощью этих средств).

Наконец, все более очевидной становится роль открытого и дистанционного образования в развитии процессов глобализации Внедрение новых форм обучения, базирующихся на достижениях информационных и коммуникационных технологий, дает исключительные педагогические, экономические и организационные результаты, причем не только в образовании: расширение сферы их практического использования приводит к интенсификации всех глобализационных процессов в целом. Возникшее на почве их разработки и применения сотрудничество между учебными заведениями и государственными учреждениями осуществляется как на национальном, так и на международном уровне, и идея создания «всемирной учебной аудитории» уже реализуется в целом ряде проектов, основанных на возможностях глобальных коммуникационных сетей.


Южная Африка

Район Африки к югу от Сахары является одним из тех регионов, внутри которых «информационная пропасть» между различными регионами не просто велика, а катастрофически велика. И все случаи внедрения здесь методов дистанционного образования представляли собой попытки существенно расширить доступ населения к базовому образованию (у нас принят термин «основное образование») и поднять его на новый уровень, прежде всего за счет принципиально нового подхода к повышению квалификации преподавательских кадров.

Наибольшее распространение получили корреспондентские системы дистанционного обучения с рассылкой материалов по почте, но по мере расширения радиотрансляционной сети для решения образовательных задач стало использоваться и радиовещание. Радиоприемниками обеспечено сейчас свыше 60% населения региона, в то время как телевидение проникло пока только в пределы наиболее крупных городов. Интерактивными средствами имеет возможность пользоваться очень ограниченное количество граждан, поскольку уровень и масштабы телефонизации здесь в пять раз ниже, чем даже в слаборазвитых странах с недостаточным уровнем технического развития. Телефонные линии существуют лишь в самых привилегированных городских районах.

До недавнего времени открытое и дистанционное обучение вносило в образовательное развитие региона относительно малый вклад, что, конечно же, было обусловлено не только отсутствием необходимой технологической инфраструктуры, но и острым дефицитом финансовых средств, а также неподготовленностью профессиональных педагогических кадров и образовательных учреждений к работам по созданию, адаптации применению и распространению учебных материалов и организации централизованных информационных ресурсов.

К числу наиболее самых значительных международных событий, содействующих этому процессу, следует отнести проведение в 1996 г. в Южно-Африканской республике Конференции «Информационное общество и развитие» ( Information Society and Development Conference) и инициативу Экономической комиссии ООН для Африки ( Economic Commission for Africa, ЕСА) в деле формирования Всеафриканского информационного сообщества (African Information Society Initiative, AISI). Среди других инициатив последнего времени можно упомянуть проект ЕСА разработки Всеафриканской программы дистанционного обучения (African Distance Learning Programme, ADLP), организацию Международного института ЮНЕСКО по развитию ресурсов Африки (UNESCO International Institute for Capacity Building in Africa, IICBA), преобразование Международным институтом ЮНЕСКО по планированию образования (UNESCO International Institute for Educational Planning, IIEP) в формат дистанционного обучения своих основных учебных программ, а также проведение Международным институтом коммуникаций и развития (International Institute for Communication and Development) серии круглых столов по вопросам развития информационных и коммуникационных технологий в нескольких африканских странах (Буркина Фасо, Гане, Танзании и Замбии).

Сегодня проблемы дистанционного обучения постепенно превращаются в центральный элемент в образовательной политикие многих африканских государств. Дополнительным подтверждением этого служит принятая в Южно-Африканской республике «Программа повышения технологического уровня образования» (Technology Enhanced Learning Programme) и созданная в ее рамках система телематики для Консорциума африканского развития (African Development Consortium).

Кроме того, Южная Африка представляет собой своего рода феномен в отношении массового перехода учебных заведений к одновременному использованию нескольких методов обучения. По данным Южноафриканского Совета по высшему образованию ( South Africa’ s Council on Higher Education), за период с 1995 по 1999 гг. количество студентов традиционных вузов (University of South Africa и Technikon SA) сократилось на 41 тыс. человек (21 %) в связи с возникновением новых университетов смешанного типа, которые за то же время приняли 31 тыс. студентов. Шесть крупнейших в стране программ дистанционного образования объединяют 65 тыс. студентов, большая часть которых - школьные учителя, стремящиеся к совершенствованию своей профессиональной подготовки, и как следствие – к повышению в должности и увеличению заработной платы.

Не хуже дела обстоят и в других африканских странах. В Ботсване крупнейшим провайдером услуг дистанционного образования является Колледж дистанционного и открытого обучения (Botswana College of Distance and Open Learning, BOCODOL), который предоставляет учащимся возможность освоения десятилетнего курса базового основного образования с получением юниорского сертификата, завершения полного курса среднего образования, после которого выдается генеральный сертификат, или прохождения укороченного курса среднего образования с элементами профессиональной подготовки и специализированного неформализованного обучения, рассчитанного как на молодежь, так и на людей более зрелого возраста. Используемые в программах этих курсов учебные материалы, как правило, направляются в виде печатных копий по почте в адрес провинциальных отделений BOCODOL, где и изучаются студентами под руководством местных педагогов. Информационно-методическую поддержку курсам оказывает и радио Ботсваны, еженедельно транслирующее 30-минутные передачи, предназначенные для учащихся BOCODOL.

Весьма характерно для современной Африки стремление к расширению и углублению регионального сотрудничества, в том числе в сфере образовательной политики, развития систем обучения и распространения учебных материалов. Сейчас здесь реализуется множество инициатив, имеющих целью организацию сетевого взаимодействия между национальными и региональными ассоциациями для обеспечения прогресса дистанционного образования на континенте. Среди проектов подобного рода можно выделить:

  • Курсы дистанционной подготовки учителей старших классов начальной школы и первой ступени среднего образования, а также преподавателей технологических предметов дисциплин и математики. Эта программа организована в рамках проекта Содружества наций « Commonwealth of Learning» государственными структурами Ботсваны, Малави, Мозамбика, Намибии, Южно-Африканской республики, Танзании, Замбии и Зимбабве.
  • Курсы дистанционного обучения руководителей начальных школ (с использованием печатных материалов и интернет-источников), работа которых координируется Международным консорциумом институтов открытого и дистанционного образования франкоговорящих стран (International Francophone Consortium of Distance and Open Learning Institutions, CIFFAD). Эта же организация осуществляет локальные проекты повышения уровня преподавания французского языка в Сенегале, Гвинее и Кот д’Ивуаре.
  • Определенная работа по обобщению опыта африканских стран в области развития открытого и дистанционного обучения была проделана Южноафриканским институтом дистанционного образования (South African Institute for Distance Education).

Источник:  журнал «e-Learning World» (Мир Электронного Обучения)  www.elw.ru