Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Аудиторное обучение vs дистанционное обучение

Александр Тартаковский,
ведущий консультант по системам дистанционного обучения
компании Websoft

В процессе роста и развития бизнеса большинство крупных компаний сталкивается с необходимостью обучения и переобучения персонала. При этом предметом обучения могут быть как базовые навыки, так и знания, специфические для данной компании.

В целом ряде случаев на рынке труда невозможно найти специалиста, владеющего абсолютно всеми необходимыми навыками и базовыми знаниями.

Например, общеизвестен дефицит кадров, занимающихся продажами. В условиях данного дефицита многие компании вынуждены брать специалистов по продажам из любых областей, главное – чтобы он умел хорошо продавать. Однако таким специалистам в любом случае необходимо иметь представления о предмете продаж и определенный набор межфункциональных знаний – например, если человек ранее торговал бытовой техникой, а теперь переходит на продажи финансовых/банковских/страховых услуг, ему необходимо понимать азы микро- и макроэкономики.

Другой пример связан с использующимся в компании программным обеспечением – ведь если кандидат при приеме на работу по профессиональной квалификации стопроцентно подходит, но не владеет навыками работы с какой-либо офисной программой, то нецелесообразно отказывать ему в приеме на работу только по данной причине.

Классическими путями решения данной проблемы в крупных компаниях с разветвленной филиальной сетью или большим количеством сотрудников являются внутренние аудиторные тренинги или делегирование специалистов на проводимые обучающими организациями семинары. Однако эти способы не всегда эффективны по целому ряду причин.

Во-первых, аудиторное обучение в многофилиальной компании может стоить достаточно дорого в случае, если предстоит обучить большое количество сотрудников, поскольку оптимальное, на наш взгляд, количество участников аудиторного семинара – 10-15 человек, а максимальное – не более 30 человек. При большем количестве участников тренеру бывает сложно дать индивидуальную оценку каждому из участников обучения, поскольку такая оценка должна базироваться не только на результатах формального тестирования после окончания обучения, но и на впечатлениях преподавателя относительно активности и креативности слушателей во время обучения.

Особенно актуально просчитывать отдачу от обучения при организации аудиторных тренингов в регионах. Дело в том, что «на месте», как правило, нет тренеров необходимой квалификации, а если сравнивать уровень оплаты обучаемых сотрудников из регионов и уровень оплаты московского тренера, то экономическая эффективность от такого обучения нивелируется затратами на проведение дорогостоящего тренинга.


Во-вторых, в целом ряде отраслей (особенно розничная и оптовая торговля, сфера услуг) наблюдается высокая степень ротации или текучести кадров. В результате у компании постоянно появляется значительное количество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение.

В-третьих, далеко не всегда для обучения можно привлечь человека со стороны. В каждой компании есть свои «носители знаний» - как правило, это высококвалифицированные специалисты и менеджеры, лучше которых дать навыки и знания в компании не может никто. Внешний тренер не знает специфических особенностей, присущих именно данной компании, а внутренний «носитель знаний» чаще всего настолько загружен основной работой, что даже при должной мотивации не всегда может выделить необходимое время для своего участия в аудиторном обучении сотрудников.

Все вышеперечисленные доводы не могут, естественно, привести к полному отказу от аудиторных тренингов и семинаров – это нецелесообразно, поскольку в некоторых прикладных областях – в основном в законодательстве – постоянно происходят изменения, которые трудно оперативно учитывать в дистанционном обучении. На наш взгляд, компании необходимо соблюдать разумный баланс в использовании методов повышения квалификации сотрудников.

Если же компания приняла принципиальное решение о том, что дистанционное обучение ей необходимо, то возникает, как правило, две группы проблем:

  • проблемы организационного характера, связанные с тем, кого и чему учить и как заставить людей учиться;
  • проблемы технологического характера, связанные с правильным внедрением обучающего программного обеспечения в корпоративные сети компании.

В течение последних лет авторам статьи довелось участвовать в целом ряде проектов по созданию систем дистанционного обучения в крупных российских компаниях. Несмотря на то, что клиенты компании Websoft принадлежат к совершенно различным отраслям – от розничной торговли до банковского бизнеса многие проблемы, возникавшие в ходе работ по внедрению систем были общими.

e-Learning World