Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Дистанционные парты для Эйнштейнов

Заочное обучение возникло более ста лет назад. Пионерами в этом деле были англичане, заселявшие отдаленные владения Британской короны. Потом удобства обучения по почте оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных учебных центров. В Советском Союзе заочное обучение охватывало широкий круг доярок, слесарей и оленеводов, учившихся, соответственно, на бухгалтеров и инженеров-конструкторов.

Сегодня все не так. Во всем мире привычный советский вариант — с контрольными по почте и приездом на сессии — умер как анахронизм. Студенты дистанционных программ получают учебные материалы через спутниковое или кабельное телевидение, скачивают видео- и аудиозаписи через Интернет, участвуют в видеоконференциях. В 1996 году вице-председатель Открытого университета сэр Джон Дэниэлс провозгласил идею "мега-университетов". По его определению, это учебные заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов со всего мира. Эта идея существенно отличается от принципов, на которых строится большинство виртуальных университетов США и Канады, заниматься в которых могут в большинстве случаев только жители этих стран.

Строго говоря, дистанционное образование (distance learning) является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. В последние полвека время словно сгустилось: каждый день приносит все новые открытия. В некоторых областях прикладных естественно-научных дисциплин около 80% всех накопленных человечеством знаний получено в последние 25 — 30 лет. Немудрено, что классическая академическая наука не успевает за прогрессом. Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Например, в США многие штаты просто обязывают учителей, бухгалтеров, администраторов яслей и работников некоторых других специальностей непрерывно профессионально совершенствоваться. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать как непрерывный процесс, а не как нечто, завершившееся много лет назад получением диплома.

Надо отметить, что в самых престижных университетах мира существует стойкая оппозиция дистанционному обучению как полноценной замене традиционной очной формы. Они не спешат запускать полностью дистанционные программы. Дело в том, что проблемы начинаются с самого основного — идентификации студента. Кто сидит за персональным компьютером и сдает экзамен — сам студент или его приятель-отличник — проверить пока невозможно. Поэтому дистанционные программы зачастую включают в себя и обязательную очную сессию, в ходе которой студенты сдают экзамены на месте — не виртуально, а на самом деле. Кроме того, для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно пропускной способности телефонных линий разных стран. Наконец, при заочном обучении исчезает непосредственный контакт между преподавателем и студентом — основа учебного процесса в англоязычных странах.

Стремительное развитие средств телекоммуникаций делает возможным то, что недавно показывали только в фантастических фильмах. Если совсем недавно комплект оборудования для проведения видеоконференций стоил 100 000 долл. за место, то теперь достаточно 100 долл. за камеру, а специальное программное обеспечение можно получить в Интернете бесплатно. Конечно, оборудование для desktop videoconferencing (DVC) не может работать с тем же качеством воспроизведения и звука, что и используемые крупными корпорациями комплексы за 100 000 долл., однако оно, согласитесь, стоит ощутимо дешевле. Есть и другие новые технологии в передаче изображения, которые активно используются для дистанционного обучения. Например, цифровое телевидение — стандарт, уже сертифицированный американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. Год назад в Сиэтле уже началась трансляция экспериментальных передач в этом формате. Регулярные же передачи должны начаться уже в 2006 году. Однако настоящий прорыв в дистанционном обучении может обеспечить WebTV — технология, позволяющая с помощью декодера размером с книжку и стоимостью 329 долл. принимать на ваш домашний телевизор учебные программы через Интернет.

За последние 30 с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием научно-технического прогресса и его возрастающим воздействием на все стороны жизни общества. Очень скоро для каждого работающего высшее образование будет минимальным уровнем образования. Обучение такой "лавины" студентов по дневной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900—1960 гг. их было создано 79, за 1960—1970 гг. — 70, за 1970—1980 гг. — 187, а только за 1980—1995 гг. — 700.

Наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании усиливаются тенденции к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов. Происходит процесс интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, будут играть основную роль. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения, использующих телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы, использующие компьютерные сети, системы непосредственного телевизионного вещания, системы дистанционного обучения с использованием современных телекоммуникационных технологий.

Долговременная цель развития ДО в мире — сделать возможным для каждого учащегося изучение программы любого колледжа или университета в любом месте. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знания посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В США

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что они стали прецедентом "распространения высококачественного образования" для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. В 1984 г. эти программы способствовали образованию Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTLJ на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета.

Для приема курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что служит примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами — работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 году суммарный доход NTU составил 13,5 млн. долл., а в 1995 году NTU предоставил больше инженерных магистерских программ, чем любая другая организация США.

По программам дистанционного образования в США сегодня обучаются около 1 млн. студентов, с 1989 года принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS — TV). Программа обучения взрослых (PBS Audit Learning Service) с 1990 года взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями (Brock 1990). Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране, а через спутники — в других странах.

Вооруженные силы США также используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Во время войны в Персидском заливе в 1990—1991 гг. многие американские моряки изучали такие курсы, передаваемые Annenberg Corporation в рамках проекта PBS — TV. Используя различные технологии, более 4000 военнослужащих прошли эти курсы, а более 70% успешно их освоили. Программа Американского открытого университета Нью-Йоркской технологической школы уже несколько лет контролирует изучение курсов на кораблях, находящихся в плавании.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЕВРОПЕ

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается открытыми университетами, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше применяя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах.

Дистанционное образование в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов (университетов дистанционного образования). В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.

Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia — UNED) в Испании. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений этой страны. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и в Риме.

В Великобритании более 50% программ, позволяющих получить степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного обучения (CENTRE NATIONAL D'ENSEIGNEMENT A DISTANCE — CEND, Франция). Основанный в 1939 году, сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран вступают в научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991—1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993—1994 гг. — проблемы развития народов Балтийского региона (People of the Baltic).

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на получение степени бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.

Электронные программы переподготовки, такие, как внутренняя спутниковая образовательная система IBM, составляют один из крупнейших сегментов высшего образования сегодня, не считая корпораций, сотрудничающих с NTU или ЕurоРасе. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart и Federal Express. Многие из этих систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по числу абонентов.

Статистика ДО (по материалам обзора министерства образования США за 1998 год)

  • 33% высших учебных заведений США практикуют дистанционное образование. Еще 25% планируют начать проведение дистанционных курсов в ближайшее время.
  • Количество дистанционных курсов в США достигло 25 730.
  • Число студентов в США, получающих дистанционное образование, составляет 733 640 человек.
  • К Интернету подключены 72% средних школ и 100% вузов.

Образовательные учреждения предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):

  • двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) — 57%;
  • одностороннее видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) — 24%;
  • обычная видеотрансляция (one way live video) — 9%;
  • видеокассеты (one way prerecorded video) — 52%;
  • аудиографика (audio-graphic) — 3%;
  • аудиоконференции (two way audio) — 11%;
  • аудиокассеты (one way audio) — 10%;
  • two way online interactions — 14%;
  • Интернет — 36%.

Получатели дистанционных курсов:

  • собственные отделения образовательных учреждений — 39%;
  • другие колледжи и кампусы — 35%;
  • студенты на дому — 49%;
  • обучаемые на рабочих местах — 18%;
  • библиотеки — 10%;
  • начальные и средние школы — 24%;
  • объединения — 4%;
  • другие — 19%.

Получатели дистанционных курсов (по образовательному уровню):

  • начальные и средние школы — 6%;
  • undergraduate — 81%;
  • graduate — 34%;
  • базовое образование для взрослых — 2%;
  • профессиональное продвинутое — 13%;
  • иное — 8%.

Количество курсов, разработанных для различных уровней образования:

  • начальные и средние школы — 360;
  • undergraduate — 15 680;
  • graduate — 7590;
  • базовое образование для взрослых — 70;
  • профессиональное продвинутое — 1,750;
  • иное — 590.

Учреждения, предлагающие дипломы за дистанционные курсы, — 23%.

Учреждения, предлагающие сертификаты за дистанционные курсы, — 7%.

Количество курсов, окончив которые, можно получить диплом, — 690.

Количество курсов, окончив которые, можно получить сертификат, — 170.

Число студентов, получивших дипломы, — 3,430.

Число студентов, получивших сертификаты, — 1,970.

Факторы, препятствующие использованию дистанционных курсов:

  • высокая стоимость разработки курса (43% вузов);
  • недостаточность развития инфраструктуры (31% вузов).
  • сложность освоения и эксплуатации оборудования (23% институтов).
  • сложность получения государственной аккредитации (79% вузов).
  • слабая поддержка институтской администрации (60% вузов).

Армен Агунин
www.bizon.ru