Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: mba@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
18 декабря 2002 г.
N 4452

С целью оказания методической помощи учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в использовании при организации образовательного процесса современных информационных технологий приказываю: 

1. Утвердить прилагаемую Методику применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. 

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Л.С. Гребнева. 

Министр образования Российской Федерации                   В.М. ФИЛИППОВ 

18 декабря 2002 г. N 4452 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24 декабря 2002 г. N 4071 

УТВЕРЖДЕНА Приказом Минобразования России от 18 декабря 2002 года N 4452 

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

     1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных     технологий,     при    которых    целенаправленное опосредованное  или   не   полностью   опосредованное   взаимодействие обучающегося  и  преподавателя  осуществляется  независимо от места их нахождения  и  распределения  во  времени  на   основе   педагогически
организованных    информационных    технологий,    прежде    всего   с использованием средств телекоммуникации.
     Основными дистанционными  образовательными  технологиями являются кейсовая  технология,  интернет  -  технология,   телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.

     2. Целью   дистанционного   обучения   является    предоставление обучающимся  непосредственно  по  месту  жительства  или временного их пребывания  возможности  освоения  основных  и  (или)   дополнительных профессиональных   образовательных   программ   высшего   и   среднего профессионального  образования  (далее  -  образовательные  программы) соответственно  в  образовательных  учреждениях  высшего,  среднего  и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения).

     3. Образовательный  процесс   с   использованием   дистанционного обучения  может  осуществляться  образовательным учреждением по очной, очно - заочной (вечерней),  заочной формам  получения  образования,  в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
     Повышение квалификации    и    профессиональная    переподготовка специалистов   в  образовательном  учреждении  повышения  квалификации проводятся с отрывом от работы,  без отрыва  от  работы,  с  частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения <*>.
--------------------------------
     <*> Постановление    Правительства    Российской   Федерации   от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  дополнительного  профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов"  -  Собрание  законодательства  Российской Федерации от 03.07.1995, N 27, ст. 2580.

     Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно,  так  и  через  сеть  своих  обособленных  структурных подразделений - филиалов и представительств <*>.
--------------------------------
     <*> Здесь  и  далее  понятие "представительство" образовательного учреждения относится исключительно к представительствам высших учебных заведений.

     4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.

     5. В  целях  оказания  студентам,  обучающимся  по  заочной форме обучения,  помощи в освоении образовательных программ  непосредственно по  месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять   консультации,   текущий   контроль    успеваемости    и промежуточную  аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно
- педагогических  работников  высшего  учебного  заведения  на  основе учебно - материальной базы представительства <*>.
--------------------------------
     <*> Постановление    Правительства    Российской   Федерации   от 05.04.2001 N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении     высшего     профессионального    образования    (высшем образовательном   учреждении)   Российской   Федерации"   -   Собрание законодательства Российской Федерации от 16.04.2001, N 16, ст. 1595.

     Указанная деятельность    осуществляется    с   согласия   органа управления  образованием  субъекта  Российской  Федерации   и   органа местного    самоуправления,    на    территории    которых   находится представительство.

     6. Образовательное   учреждение   может   реализовать   одну  или несколько образовательных программ с использованием  в  частичном  или полном  объеме  дистанционного  обучения.  По  отдельным  направлениям (специальностям)   <*>    и    профилям    программ    дополнительного
профессионального   образования  может  вводиться  ограничение  на  их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
--------------------------------
     <*> Из числа тех,  по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната не допускается.

     Образовательные программы      признаются      реализуемыми     с использованием в полном объеме дистанционного обучения в  том  случае, если  не  менее 70%  объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных  технологий.  При  этом  для
образовательных   программ   высшего   и   среднего  профессионального образования  посредством  дистанционных   образовательных   технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально - экономических, математических и общих естественно - научных дисциплин.
     Организация учебного    процесса   по   очной   форме   получения образования с использованием в полном объеме  дистанционного  обучения допускается  с  учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования.

     7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по образовательным  программам,  реализация  которых   осуществляется   с использованием  в полном объеме дистанционного обучения,  предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.

     8. Права  и обязанности обучающихся,  осваивающих образовательные программы  с  использованием  дистанционного  обучения,   определяются законодательством  Российской  Федерации  в  соответствии с той формой получения образования, на которую они зачислены.

9. Наряду   с   традиционными   информационными   ресурсами   для обеспечения процесса дистанционного  обучения  используются  следующие средства   дистанционного   обучения:  специализированные  учебники  с мультимедийными сопровождениями,  электронные  учебно -  методические комплексы,   включающие   электронные   учебники,   учебные   пособия, тренинговые   компьютерные   программы,   компьютерные    лабораторные практикумы,  контрольно - тестирующие комплекты,  учебные видеофильмы, аудиозаписи,  иные  материалы,   предназначенные   для   передачи   по телекоммуникационным каналам связи.


     10. В  качестве  основного  информационного  ресурса  в   учебном процессе   используются   методически   (дидактически)   проработанные информационные базы  данных  дистанционного  обучения,  обеспечивающие современный  уровень требований на момент их использования,  по своему объему  и  содержанию  соответствующие   требованиям   государственных образовательных    стандартов    основных   образовательных   программ определенного  уровня  или  требованиям  к  содержанию  дополнительных профессиональных образовательных программ.
     База данных дистанционного обучения включает в  виде  изданий  на различных   типах   носителей   фонд   основной  учебной  и  учебно  - методической литературы;  фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми  изданиями,  соответствующими  профилям подготовки кадров, справочно-  библиографическими,  а  также  массовыми  центральными  и местными   общественно   -   политическими   изданиями;  фонд  научной литературы,  представленный  монографиями  и  периодическими  научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.

     11. При   дистанционном   обучении   образовательное   учреждение обеспечивает  каждому  обучающемуся  возможность  доступа  к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу  в  объеме часов   учебного   плана,  необходимых  для  освоения  соответствующей образовательной программы или ее части.
     С целью   обеспечения   доступа   обучающихся   к   базам  данных дистанционного обучения,  иным  средствам  дистанционного  обучения  в базовом  образовательном  учреждении,  филиалах,  представительствах и индивидуально   образовательное   учреждение    использует    средства телекоммуникации.
     При отсутствии необходимых  аппаратно  -  программных  средств  у обучающегося    индивидуально    образовательное    учреждение   может предоставлять  ему   эти   средства   на   условиях   и   в   порядке, предусмотренных действующим законодательством.

     12. При   дистанционном   обучении   образовательное   учреждение осуществляет  научную и учебно- методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.

     13. Текущий  контроль  и  промежуточная  аттестация   обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное  тестирование  и пр.),  обеспечивающих  идентификацию  личности.  Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

     14. Профессорско - преподавательский и преподавательский состав, осуществляющий   дистанционное    обучение,    может    состоять    из педагогических  работников образовательного учреждения,  его филиалов, проживающих в различных городах  и  населенных  пунктах,  объединенных организационно  и  методически  средствами  телекоммуникаций,  ведущих образовательный процесс  в  филиалах  и  осуществляющих  консультации, текущий  контроль  успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в  представительствах  в  сетевом  режиме  с использованием  телекоммуникационных  и  иных  средств,  независимо от места нахождения педагогических работников.

     15. Образовательное  учреждение  может  по  одной  или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс  с  использованием  в  полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов  и  осуществлять  консультации,  текущий  контроль успеваемости  и  промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в  представительствах,  обеспечив  единство  образовательного процесса.

     16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных    программ   с   использованием   в   полном   объеме дистанционного   обучения   образовательное   учреждение   <*>   может обратиться  в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со  следующими  и  иными  требованиями настоящей методики:
--------------------------------
     <*> Из       образовательных      учреждений      дополнительного профессионального образования Минобразование России может подтверждать готовность  реализовать  образовательные  программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения тех образовательных  учреждений, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а    также    иных    образовательных    учреждений    дополнительного профессионального   образования   по  аккредитованным  образовательным программам.

     наличие электронных учебно- методических  комплексов  по  каждой учебной  дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно -  методических  материалов  с  использованием  мультимедийных средств);
     наличие специальной    корпоративной    информационной    системы документооборота   (в  т.ч.  электронного),  полностью  обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
     наличие преподавателей,  специально  подготовленных  для работы в новой информационно - образовательной среде;
     наличие специальных  (в  т.ч.  электронных)  форм проверки знаний обучающихся.

     В этом  случае объем требований,  предъявляемых к образовательным учреждениям,  при  проведении  проверки  и   порядок   ее   проведения устанавливаются  Минобразованием России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой  дистанционной  образовательной технологии.
     При организации проверки  целесообразно  участие  государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации,  а для образовательных    учреждений    дополнительного     профессионального образования  -  также  федеральных  ведомственных  органов  управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
     Отсутствие подтверждения     такой     готовности    не    лишает образовательное   учреждение   права   реализовывать   образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.

     17. Образовательное  учреждение  осуществляет   в   установленном порядке  прием  на обучение по образовательным программам,  переводы и отчисление обучающихся.

     18. При  организации  дистанционного  обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее  делопроизводство  вести  в электронном  виде  с  применением  положений  Федерального  закона  от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

     19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность  учебного  процесса  специализированным  и   лабораторным оборудованием   (как  собственным,  так  и  арендованным),  средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении,  филиалах  и индивидуально   должны   в   реальном  режиме  времени  или  в  записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.

     20. Образовательное  учреждение  может  обеспечивать полный объем аудиторной    нагрузки    обучающегося    по    каждому    направлению (специальности)    подготовки    с    применением   занятий,   имеющих дидактическое  обеспечение  для   их   проведения   в   телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
     При этом  все  обучающиеся   обеспечиваются   учебными   рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
     Оснащенные учебные   рабочие   места   обеспечивают   обучающимся возможность  доступа  к  средствам  дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.

     21. Для  проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических   занятий   образовательное   учреждение    предоставляет обучающимся  возможность  участия  в  этих  занятиях  реально  либо  с применением дистанционного обучения (виртуальная  лабораторная  работа или работа в лаборатории удаленного доступа).

     22. В  зависимости  от  принятой  дистанционной   образовательной технологии  образовательному учреждению необходимо располагать набором специально   оборудованных   помещений,  обеспечивающих    проведение образовательного   процесса  по  всем  дисциплинам  в соответствии  с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.

     23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся возможность   прохождения   учебных   и   производственных   практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики  обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или)  дистанционного  обучения.  Производственные  практики  (включая
технологические  и  преддипломные) обучающиеся проходят,  как правило, традиционно.

     24. Образовательному   учреждению   рекомендуется  организовывать профессиональную   переподготовку    или    повышение    квалификации:
профессорско - преподавательского состава - для преподавания в новой информационно -  образовательной  среде,  преподавателей  и  учебно - вспомогательного    персонала    -    для   работы   с   дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.

     25. Для  образовательного  учреждения   (филиала),   реализующего образовательные  программы   с   использованием   в   полном   объеме дистанционного   обучения,    предельная    численность    контингента обучающихся  рассчитывается  и фиксируется в лицензии образовательного учреждения  с   учетом   применяемой   дистанционной   образовательной технологии.