Статьи и обзоры > Электронные учебники > Физика

Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-8 класс

Продолжаем серию учебников по физике. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы предлагаем и то и другое. Общеизвестно, что без специальных приборов увидеть строение веществ, понять принципы теплоотдачи и внутренней энергии нельзя. В наших уроках вы найдете подробные описания этих явлений с иллюстрациями и анимациями, которые помогут понять и усвоить материал, тестовые упражнения для закрепления пройденных уроков, а также виртуальный экзамен, который поможет объективно оценить вашу степень подготовки.

    35 интерактивных уроков охватывают следующие темы:
  • Строение веществ
  • Движение и взаимодействие тел
  • Давление
  • Внутренняя энергия и теплоотдача
  • Электричество
  • Магнетизм
  • Оптика
Уроки содержат:
  • более 800 озвученных иллюстраций и практических заданий
  • более 150 проверочных заданий, которые имеют интерактивные подсказки
  • более 50 страниц справочника, содержащего формулы и основные законы
  • более 50 тестовых упражнений и задач по темам
  • более 200 понятий и терминов в предметном указателе

 

Интерфейс этой серии продуктов приятный и понятный, а если в чем-то не разобрались, то к вашим услугам всегда есть кнопка "Помощь", которая выведет информацию об основах работы с программой. К диску прилагается также маленькое печатное описание, объясняющее назначение элементов интерфейса, так что можно посмотреть и его. Работа с программой сопровождается (при желании) хорошей классической музыкой.

Начало уроков так же, как примеры и иллюстрации, озвучено приятным мужским голосом. По ходу дела вам предоставляется возможность ответить на вопросы и поучаствовать в образовательном процессе. Если вдруг понадобится калькулятор (например, во второй части урока, называемой "Упражнения"), то он вызывается нажатием соответствующей кнопки. В конце виртуальной учебной единицы имеются основные выводы, которые помогут закрепить изученный материал.

Можно попробовать сдать экзамен, предлагаемый в виде теста. Даются всего три варианта ответов, из которых выбрать правильный не столь сложно, хотя неподготовленным ученикам так не покажется. Однако я уверен, что после работы с этим учебником проблем ни у кого не должно возникнуть. Впрочем, перед тем как попробовать свои силы на экзамене, где задаются вопросы по всему двухгодичному курсу, необходимо потренироваться на тестах, которые имеются в конце каждого урока. вопросов, наверное, могло бы быть больше - хороших и разных, а т. к. они потом частично повторяются в экзаменационных билетах, то эффект от проверки знаний, на мой взгляд, несколько снижается. Справочник учебника сгруппирован по темам-разделам. Все законы, термины и понятия красиво проиллюстрированы. От продукта остается приятное впечатление.


Отзывы:

Источник: edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k02.htm

В "КУБЫШКУ МЕДИА-УРОКОВ": ФРОЛОВА О.П. (ФИЗИКА 7-8 КЛАСС)


CD: Физика 7-8 кл.
Предмет: Физика.
Тема: Отражение света. Плоское зеркало.
Продолжительность урока: 1 урок.
Класс: 8
Город: Омск
Школа: 161
CD-ROM: "Физика 7-8 класс 

Тема: Отражение света. Плоское зеркало. 

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением отражения света и его законами.

Развивающая цель: развитие навыка работать с лабораторным оборудованием и мультимедийными программами.

Воспитательная цель: воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности. 

Оборудование к уроку:
1) CD-ROM "Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-8 класс".
2) оптический диск, осветитель, зеркало на подставке.
3) стеклянные пластинки, 2 булавочки (на каждую парту).

Предварительная подготовка: предполагается, что учащиеся уже умеют работать с мультимедийными программами и знакомы с навигацией программ.

Ход урока. 

1) Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Сообщение темы урока и цели. 

2) Повторение. (5 мин.)
Вопросы для обсуждения.

  1. Что такое свет?

  2. Перечислите виды электромагнитных излучений, не воспринимаемых глазом.

  3. Как называется раздел физики, изучающий световые явления?

  4. Что представляет собой луч света (в физическом смысле)?

  5. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?

  6. Из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения?

 

3) Новая тема. (25 мин.)

Проблемная ситуация: Можно ли увидеть световой луч? Как? 

Опыт 1. (Показать опыт, как можно увидеть луч от прожектора путем запыления воздуха.)

Вопрос. В темной комнате луч света виден, если в воздухе летают частицы пыли или газа.
Почему?
- свет отражается от частичек пыли по разным направлениям и попадает нам в глаза.

Слово учителя.

Для изучения темы обратимся к CD "Уроки физики 7-8" раздел "Оптика".

Для начала работы с программой, зарегистрируйтесь, нажав кнопку "Регистрация", затем введите свое имя с помощью кнопки "Добавить", после чего перейдите к продолжению работы (кнопка "Продолжить"). В содержании выберите раздел "Оптика", а в нем урок 33.

"Человек видит источник света, когда луч, исходящий из этого источника, попадает в глаз. Если же тело не является источником, то глаз может воспринимать лучи от какого-либо источника, отраженные этим телом, т. е., упавшие на поверхность этого тела и изменившие при этом направление дальнейшего распространения. Тело, отражающее лучи, становится источником отраженного света."

** посмотрим рисунок, показывающий, как отражается свет. Для этого нажмите на значок иллюстрация. 

Опыт 2. (показ солнечного зайчика.)

Слово учителя.

"Когда мы слышим это слово "отражение", прежде всего, нам вспоминается зеркало. В быту чаще всего используются плоские зеркала. С помощью плоского зеркала можно провести простой опыт, чтобы установить закон, по которому происходит отражение света." 

Опыт 3. Поставим осветитель в плоскости оптического диска таким образом, чтобы луч света скользил вдоль диска и падал на плоское зеркало, помещенное в центре оптического диска. Пучок света отражается от зеркала, причем отраженный луч также располагается в плоскости диска. По шкале можно заметить, что луч отраженный отстоит от перпендикуляра к зеркалу на таком же расстоянии, что и падающий луч.

** перейдите на следующую страницу, нажав на стрелочку вниз, и щелкните на значок иллюстрации.

Слово учителя.

"Угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным к поверхности в точке падения луча, в оптике принято называть углом падения. Угол между перпендикуляром и отраженным лучом - это угол отражения.

Результаты опыта таковы:

  1. падающий луч, отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

  2. угол падения равен углу отражения.

Эти два вывода представляют закон отражения света".

Проверить себя на предмет усвоения закона отражения можно, нажав на пиктограмму "практические упражнения".

Слово учителя.

"Глядя на плоское зеркало, мы видим изображения предметов, которые перед ней расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала."

** перейдите на следующую страницу текста. Посмотрим, как можно, используя закон отражения света, получить изображение светящейся точки в плоском зеркале. Нажмите на 1-ую пиктограмму "иллюстрация".

Слово учителя.

"Поскольку в изображении сходятся не сами лучи, а только их продолжения, в действительности изображения предмета в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.

Простой опыт позволяет понять, какие особенности имеет изображение в плоском зеркале".

** нажмите на 2-ую пиктограмму "иллюстрация". Будьте внимательны! Этот опыт вам сейчас предстоит проделать.

 

Фронтальный эксперимент. На каждой парте лежат по 2 булавочки и кусочек стекла. Проделывается опыт, описанный в просмотренной иллюстрации.

Слово учителя.

"Изображение в плоском зеркале прямое (не перевернутое), имеет те же размеры, что и сам предмет, и оно расположено за зеркалом на таком же расстоянии, что и предмет перед зеркалом."

- проверить, как вы усвоили сказанное ранее можно, ответив на вопрос, помещенный в 1-ом практическом задании.

** еще об изображении, получаемом в зеркале, вы узнаете из 2-ой иллюстрации.

- нажав на 2-ую пиктограмму с практическим заданием, вы узнаете, насколько вы усвоили материал, содержащийся во 2-ой иллюстрации.

** о видах зеркал и их практическом применении посмотрим в 3-ей пиктограмме "иллюстрация".

Слово учителя.

"К числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, относятся не только специально изготовленные зеркала, но и любые ровные, гладкие поверхности, например, спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла."

- перейдите на следующую страницу и дайте ответ на вопрос, находящийся в практическом задании.

Слово учителя.

"Глядя в любое зеркало, мы видим не само зеркало, а изображения тех предметов, которые находятся перед ним. Если тело не является зеркалом, то и отражение лучей света от его поверхности не является зеркальным."

** посмотрим на то, как происходит отражение света от различных поверхностей. Для этого нажмите на пиктограмму "иллюстрация".

Слово учителя.

"Именно благодаря рассеянному отражению мы имеем возможность видеть окружающие нас тела, причем мы можем наблюдать их с разных мест: свет, падая на поверхность тел, рассеивается по разным направлениям". 

4) Закрепление материала. (10 мин.) Для проверки усвоения материала урока, зайдем в раздел "Упражнения", находящийся на левой вертикальной полосе в центре. 

5) Подведение итогов. (4 мин.) Вопрос. Какие выводы об отражении света вы могли бы сделать?

Проверим, совпадают ли ваши выводы с теми, которые содержатся в уроке. Для этого зайдите в раздел "Выводы", которые находятся на левой полосе внизу. 

6) Домашнее задание.
(учебник Громов С.В., Родина Н.А. 2000 г.)

Фролова Ольга Павловна, учитель школы 161 г. Омска, 06.2002