Статьи и обзоры > Электронные учебники > Математика
 Геометрия "Не для отличников".  
Мультимедийное учебное пособие. НИИ экономики авиационной промышленности 
  • Мультимедийный учебный курс для учащихся средней школы 7-9 классов
  • Восемь основных разделов геометрии
  • Теория и примеры по всем изучаемым темам
  • Более 500 задач с подсказками и подробными решениями
  • Контрольная работа в каждом разделе
  • Видео-уроки для проверки полученных знаний
  • Возможность изучения с преподавателем и самостоятельно

Источник: http://center.fio.ru/method/Resources/filippovma/geomtry/7/recomend4.htm

Общие рекомендации по работе с мультимедийным учебным пособием "Геометрия не для отличниковI" НИИ экономики авиационной промышленности

Мультимедийное учебное пособие «Геометрия не для отличников» - предназначено для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.

Курс "Геометрия не для отличников" - это электронное пособие и материал в нем несколько отличается от традиционных учебников, поэтому использовать целиком весь материал на уроках вряд ли целесообразно, хотя некоторые фрагменты могут быть использованы как при фронтальной работе с классом, так и при организации групповой или индивидуальной работы.

Раздел "теория" каждого параграфа содержит теоретические сведения по определенной теме, поэтому этот раздел можно использовать как справочник при решении задач. Однако учителю следует просмотреть этот материал перед тем, как рекомендовать его детям в качестве справочного пособия, чтобы избежать путаницы из-за различных формулировок аксиом и теорем. Кроме того, иллюстрации в этом разделе иногда располагаются прямо поверх текста, закрывая его:

Разделы "Длины", "Углы" могут быть использваны как для фронтальной работы работы при объяснении нового материала, так и для выработки навыков измерения длин и углов у учащихся при самостоятельной работе за компьютером. Эти разделы могут быть также использованы в 5 классе при объяснении соответствующей темы, т.к. основная работа с измерением углов с помощью транспортира проводится именно в 5 классе.

В условиях вашего компьютерного класса вам может потребоваться поменять разрешение для вывода изображения на экран телевизора. При установке разрешения 640 х 480 размер иллюстраций разделов "длины" и "углы" существенно увеличится. Так что не забудьте поэкспериментировать и проконсультироваться у ваших коллег - информатиков прежде чем приготовите урок.

Раздел "Построения" может быть полезен слабо успевающим учащимся при решении задач на построение. Для иллюстрации этапов решения задачи здесь используется не видеоролик и не анимация, а последовательность слайдов, что позволит учащимся последовательно выполнить все этапы построения, не пытаясь запомнить их все сразу. Использовать этот раздел для фронтальной работы нецелесообразно, т.к. размер иллюстраций очень мал:

В разделе имеются следующиен задачи:

  1. Построить отрезок, равный данному.
  2. Построить серединный перпендикуляр к отрезку
  3. Построить угол, равный данному
  4. Провести биссектрису угла
  5. Из точки, лежащей на прямой, восставить перпендикуляр
  6. Через точку провести прямую, параллельную данной прямой
  7. Опустить перпендикуляр из заданной точки на прямую
  8. Провести высоту в треугольнике из заданной вершины
  9. Разделить отрезок на три равные части
  10. Разделить отрезок на три части, пропорциональные трем другим отрезкам
  11. Даны отрезки a,b,c. Построить отрезок x такой, что a:b=c:x
  12. Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними
  13. Построить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам
  14. Построить треугольник по трем сторонам
  15. В треугольнике провести медиану из заданной вершины
  16. Через заданную точку на окружности провести касательную
  17. Через заданную точку вне окружности провести касательную
  18. Провести общую внешнюю касательную к двум неравным окружностям
  19. Провести общую внутреннюю касательную к двум неравным окружностям
  20. В треугольник вписать окружность
  21. Описать окружность вокруг треугольника
  22. Найти точку пересечения высот треугольника
  23. Найти точку пересечения медиан треугольника (центр тяжести)

Очень интересным элементом курса является раздел "Видеоурок" (разбор задачи или теоремы к данной главе). Объяснение учителя в нем удачно сочетается с иллюстрациями, появляющимися на экране. Этот раздел можно использовать для самостоятельной работы учащихся.

Главным в содержании каждого параграфа является решение предлагаемых задач. На самом деле это просто тестовые задания по разным темам. Задания к тестам не генерируются в процессе работы с диском и даже для часто болеющих или не усвоивших материал учащихся теряет смысл их повторное выполнение, т.к. ученики просто выучат ответы наизусть. Следует учесть, что при проведении уроков с использованием этих тестов учитель должен внимательно наблюдать за учащимися, т. к. и теоретический материал, и тестовые задания, и ответы к ним находятся в одном и том же текстовом файле. Все эти файлы находятся в каталоге DATA диска и могут быть доступны любому учащемуся.

Использовать диск для объяснения нового материала нецелесообразно (за исключением разделов "длины" и "углы"), т.к. надписи и иллюстрации выполнены мелким шрифтом, что ученики ничего не смогут разглядеть на демонстрационном телевизоре или мониторе.

Следует отметить, что в "Геометрии не для отличников" используются обозначения, которые не приводятся в действующих учебниках:

Материал "Геометрии не для отличников" сгруппирован иначе, чем в учебнике Л.С. Атанасяна. Если учитель не всегда придерживается логики учебника и меняет последовательность изложения материала по своему усмотрению, то вариант, предложенный в "Геометрии не для отличников" вызовет интерес. Содержание материала главы 3 "Треугольники" диска соответствует содержанию материала учебника Л.С. Атанасяна и не перегружено дополнительными и усложненными заданиями:

В § 1 главы 3 "Треугольники" дается справочный материал по классификации треугольников по сторонам и углам и приводятся соответствующие определения и приводятся задачи на закрепление знаний о видах треугольников и их свойств: задачи 1-19.

В § 2 дается понятие внутреннего и внешнего угла треугольника, приводятся свойства внутренних и внешних углов треугольника и задачи на закрепление понятий внутреннего и внешнего угла: задачи 1-9.

В § 3 дается понятие равных треугольников, приводятся признаки равенства треугольников: задачи 1-12. Достоинством курса "Геометрии не для отличников" является то, что формулировки заданий несколько отличаются от привычных формулировок, используемых в учебнике. Задача формулируется как проблемная и обычно начинается со слов: "Можете ли вы доказать, что...". При этом в ряде задач по приведенному условию доказательство привести нельзя. Например:

В § 4 дается определение параллельных прямых и определяются углы, получающиеся при пересечении двух прямых секущей. Далее приводятся свойства этих углов и признаки параллельных прямых. Задания 1-7 направлены на доказательство дополнительных сойств и признаков параллельных прямых.

В § 5 приводится теорема о сумме углов треугольника с доказательством, аналогичным приведенному в учебнике Л.С. Атанасяна, приводятся свойства внутренних и внешних углов треугольника и приводятся еще два признака равенства треугольников. В задачах 1-10 используется материала этого параграфа.

В § 6 даются определения биссектрисы, медианы и высоты и рассматриваются свойства равнобедренного треугольника. В задачах 1-9 используются понятия медианы, биссектрисы, высоты, из свойств и признаки равнобедренного треугольника.

Если учитель придерживается логики изложения материала по учебнику Л.С. Атанасяна, то ему помогут соответствующие странички сайта, выйти на которые можно со странички Геометрия 7.