Статьи и обзоры > Электронные учебники > История

Атлас Древнего мира 
Издатель: Новый диск

Информация, представленная на диске, охватывает более пяти миллионов лет: период от появления первого человека до распада Римской империи в 476 году новой эры - и практически все древние цивилизации: Рим, Грецию, Египет, Вавилон и Ассирию, древний Китай, Финикию, культуры кельтов, скифов, индейцев майя, наска и другие. Искусство, архитектура и быт древних народов, представленные с учетом последних археологических открытий, позволят вам заглянуть в далекое прошлое человечества.

Рассказ о каждой из 52 цивилизаций включает: небольшую лекцию-введение, слайд-шоу, многослойные интерактивные карты, планы наиболее известных сражений, фотографии артефактов и рисунки, снабженные пояснительным текстом, множество иллюстраций и анимацию.

Интерактивные карты регионов содержат сведения о быте, религии и других аспектах образа жизни древних народов.

CD-ROM предоставляет вам уникальную возможность совершить 3D экскурсии в виртуальные гробницы египетских фараонов, осмотреть склепы древних кельтов, этрусские гробницы и другие памятники архитектуры древности, принять участие в интерактивных археологических раскопках.

Чрезвычайно интересен музыкальный раздел диска. Здесь вы получите редчайшую возможность послушать звучание скифской арфы, шумерской или греческой лиры, песни Древней Эллады, сыграть на колоколах древних китайцев.

Многооконность программы позволяет вам одновременно изучать и производить сравнительный анализ уровня развития различных культур.

Диск предлагает обновление и дополнение информации о новых открытиях в области Древней истории через Интернет. Может использоваться в 5 и 6 классах средней школы.

В качестве научных редакторов над диском работали историки и археологи Кембриджского университета.

В "Атлас" вошли:
  • сведения о 44 крупнейших цивилизациях древности;
  • 52 снабженные анимацией лекции о древних культурах;
  • интерактивные экспозиции 10 археологических раскопок;
  • около 3.000 цветных рисунков и иллюстраций с пояснительным текстом;
  • 274 многослойных интерактивных карт регионов, городов и поселений;
  • 200.000 слов комментариев;
  • 7 виртуальных трехмерных экскурсий по реконструированным архитектурным памятникам древности;
  • 7 окон с анимационными сценами быта древних народов;
  • 17 звуковых фрагментов, исполненных на реконструированных древних музыкальных инструментах;
  • многофункциональная, многоуровневая система поиска.

 Отзывы:

Удовольствие подудеть в дудочку, или Частичная амнезия

"Компьютерра", # 30 [359], 5 сентября 2000

   За последние десять лет всевозможные атласы, энциклопедии, летописи древнего мира в бумажном и цифровом воплощениях просто навязли в зубах. Лакированные пирамиды, египетский макияж, античные торсы… Дети смотрят про то, как Геракл устанавливает азы христианской демократии в скандинавском пантеоне... "По Голгофе бродит Будда и кричит «Аллах акбар»" (Б.Г.). Раскрашенная древность стала примерно тем же, что и карты таро или народные целители из газетных объявлений. За короткий срок свободы говорить, писать и читать общественное сознание съехало к архаичным формам и абсолютно мифологизировалось. Что ни встречный — всё архетипы на лбу. Завидую психологам.

Но я не психолог, а антрополог, поэтому мне хуже. Сегодня я слышу от респектабельного гражданина средних лет: "а правда, что человечеству семь тысяч лет?", и мой ответ, что примерно на сто тысяч лет больше, его не повергает в изумление, будто за эти сто тысяч лет не произошло ничего более важного, чем за его пятьдесят; от общественника-русофила: "что тут делают евреи, когда русские вообще здесь живут последние три миллиона лет!" Конечно, в известном смысле мы все приматы…

Все это забавно лишь на первый взгляд, так как отсутствие серьезного отношения к прошлому означает, что ускользает осознание каузальной связи между событием вчерашнего и завтрашнего дня (года, века и пр.)… Но это все только к слову пришлось, в связи с тем, что я уже трое суток пребываю под впечатлением от нового диска Maris Multimedia, распространяемого в нашем отечестве компанией "Новый Диск" (www.nd.ru) под академичным, чтобы не сказать блеклым, названием "Атлас древнего мира".

Диск действительно принципиально новый. Все мультимедийные энциклопедийно-атласные диски, попадавшиеся мне на глаза прежде, были ориентированы на то, чтобы мультимедийными возможностями показать всем давно известные картинки с пирамидами, воротами Иштар, одноглазой Нефертити и пр. Для большей доходчивости туда включали кусочки из голливудских фильмов про фараонов и гладиаторов. В целом, создавалось впечатление, что авторам пришла в голову идея выпустить такой диск не потому, что они могут рассказать что-то новое, а потому, что они могут сделать так, чтобы те же самые картинки из книжки выпрыгивали по требованию кнопки, а не перелистывались. Ну и весит диск, конечно, поменьше, чем большая книжка...

"Атлас древнего мира" имеет простую, удобную для мышления и ручного пользования структуру рабочей картинки. По своей воле вращая Землю во все стороны, вы можете выбрать интересующий регион. Перед вами разостлана шкала времени длиной в пять миллионов лет. Верхней границей традиционно остается крушение Великой Римской империи. У вас, как это обычно и бывает, несколько возможностей попасть в интересующее время и место. Основу структуры составляют многочисленные и очень емкие карты атласа, в которые впущено огромное количество всякой информации. Не даром же в авторах числится целая группа создания карт и их редакторы.

Есть в атласе и непременные для мультимедийных дисков виртуальные сцены — реконструированные памятники, по которым можно пропутешестовать и окрестности которых осмотреть. Всякий раз экскурсию сопровождает ненавязчивый, почти незаметный звуковой фон: стрекот цикады, шум моря. Это не попытка приделать "звуки прошлого», это то, что бы вы услышали, доведись вам попасть туда на самом деле. Эти естественные звуки создают очень странное реальное ощущение древности.

Довольно любопытная попытка приобщения "смотретеля" изображения какого-нибудь археологического памятника к раскопкам. Мышка как бы снимает слои или участки поверхности, и можно пробраться вглубь. Хотя мне эта идея понравилась меньше, чем виртуальные сцены, потому что на раскопки это совсем не похоже, а скорее на рисунки Антуана де Сент-Экзюпери к "Маленькому принцу": удав со слоном в разрезе.

Куда больше мне понравилось, что в программе есть жанровые картинки с большим числом действующих лиц, с первого взгляда воспринимающиеся, как древние росписи. Но это стилизация, в которой использованы элементы настоящих изображений. По мышиному приказу они оживают и сопровождаются пояснениями. В этом случае визуальный ряд с маленьким пояснением рассказывает куда больше, чем страница убористого текста.

Самой приятной для меня "развлекалкой" стала специальная глава про древние музыкальные инструменты. Их можно не только посмотреть, но и потрогать, можно подудеть, постучать, сыграть простенькую мелодию. Особенно хороша дудочка о четырех дырочках, выделанная из грифовой косточки 25 тысяч лет тому.

Все эти и некоторые другие милые добавления очень приятны, но не они составляют суть атласа. А суть его в том, что это фундаментальный, без всяких скидок на популяризацию, сводный исторический труд, представленный в наиболее удобном для понимания виде. В нем нет сложных терминов, но он обсуждает исторические проблемы, которые действительно являются предметом научной дискуссии, и содержит информацию очень хорошей, так сказать, первой свежести.

Текст лишен привычных в прежнем искусствоведении скуловоротов в стиле "глядя на эти величественные стены" или "время не пощадило великого творения безвестных зодчих прошлого". Излагается информация. Но то, с какой тщательностью подобраны сведения, как корректно предположения отделены от фактов, лучше всяких слов говорит об уважении авторов к предмету.

Английский вариант атласа опубликован в 1997 году. Русский вариант вышел в 98-м. Вероятно, авторы русского варианта стремились сохранить свежесть информации и торопились с выпуском диска: кое-где проскальзывают опечатки, можно встретить непереведенное слово, но, уверяю вас, ценители формальной безупречности: это ничтожный налог на удовольствие уже вчера и сегодня пользоваться этим объемом сведений.

И не просто объемом сведений. Обозначая свою политику, издатели акцентируют внимание на том, что стремились представить историю, "исключив неоправданное внимание к тому или иному региону". Поэтому с равным уважением изложены классические сведения о Шумере, Египте, Греции и еще очень непривычные для нашего уха сведения о североамериканских курганных традициях, позднем каменном веке Японии, освоении Австралии. За этой издательской политикой стоит новый, современный взгляд на историю человечества.

Поэтому, как мне кажется, "Атлас древней истории" в большей мере начало истории, чем подведение ее итогов.

Не страдайте потерей памяти! Всего доброго.

Мария Добровольская


Источник:

 

Опыт применения Атласа Древнего Мира в преподавании истории в 5 классе

Разработчики: ЖАРОВ С.Л., СОЛОВЬЁВА Е.Р.

    Цели:
  1. Повышение качества обученности и уровня развития учащихся.
  2. Более глубокое изучение предмета с опорой на современные технологии и наглядность.
  3. Развитие навыков самостоятельного поиска знаний и практического их применения.
  4. Развитие компьютерной грамотности учащихся.
Уроки проводились на базе 5в класса СШ № 55 г. Ростова-на-Дону в 2000-2001 учебном году.
    Использовались:
  • Учебник Вигасин А.А. и др. История Древнего мира : Учеб. для 5 кл. сред. шк./ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свентицкая.- М.: Просвещение, 1999.
  • Лазерный диск "Атлас Древнего мира"
    При отборе тем учителя руководствовались:
  • временными государственными стандартами,
  • степенью необходимости опоры на наглядность,
  • материалом, имеющимся на лазерном диске и совместимостью его с материалом учебника истории Древнего мира.

Данный класс систематически не обучался навыкам компьютерной грамотности, поэтому с учащимися были проведены тренировочные занятия учителем информатики Жаровым С.Л.

Перед проведением уроков по курсу ИДМ были проведены два урока тренинговой подготовки. Учащиеся этого класса, в основном, не были знакомы с компьютером и операционной системой Win98, поэтому необходимо было отработать основные пользовательские навыки. На первом уроке тренинга отрабатывались следующие навыки работы с компьютером и с пользовательским интерфейсом Win98: включение компьютера, вход в локальную сеть; работа с "мышью"; выключение компьютера; открытие стандартного окна Win98 и работа с его элементами; запуск приложения, для которого имеется ярлык на рабочем столе; регулировка аудиопараметров звуковой системы (громкость, баланс). Особое внимание уделялось учащимся, которые впервые сидели за клавиатурой компьютера.

На втором тренинговом уроке была проведена работа с самой программой "Атлас Древнего мира". Отрабатывались следующие навыки: поиск необходимой культуры при помощи шкалы времени; навигация в окне культуры, выбор необходимого раздела; работа с пакетами карт, с активными зонами на картах. Отрабатывались навыки запуска, воспроизведения видеофрагментов и умение остановить его в нужный момент, а затем снова запустить. Ввиду того, что программа работает в сети, обращалось внимание на возможность задержки при выводе информации на экран и на не запланированные возвраты в ОС (вылеты) программы.

    Для проведения уроков учителем истории Соловьёвой Е.Р. разрабатывались индивидуальные карты-задания для учащихся, в которых:
  1. указывался алгоритм поиска необходимого материала в программе;
  2. формулировались вопросы, на которые учащиеся должны были ответить в ходе анализа материала "Атласа Древнего мира" (вопросы на поиск причин, следствий, необходимых фактов, заполнение таблиц и контурной карты, отслеживание хода сражений и пр.).

При необходимости выполнения коллективного задания формировались группы по 2-3 человека. При затруднениях в работе над заданиями учащимся оказывалась со стороны учителя непосредственная помощь. Как показал опыт, задания должны быть небольшими с тем, чтобы на следующем уроке работа могла быть продолжена в обычном режиме или на этом оставалось время для коллективной проверки полученных учащимися знаний в ходе "поиска" и работы с "Атласом Древнего мира".

    Результативность:
  1. Повышение мотивации к данному виду уроков и истории в целом.
  2. Выход за рамки школьного учебника и хрестоматийного материала, повышение качества обученности учащихся.
  3. Знакомство учащихся с поликультурным подходом изучения определённых тем по истории.
  4. Знание "Атласа Древнего мира: усвоение карты, исторических фактов, событий, дат, имён, терминов.
  5. Овладение методами решения прикладных задач по истории: умение поиска учебного материала для обобщения, опыт оценки исторических событий; умение обосновывать своё отношение к этим событиям.
  6. Развитие практических навыков исследовательской работы и навыков компьютерной грамотности.
  7. Овладение высоким уровнем культуры познания учебного материала по истории Древнего мира.