Статьи и обзоры > Электронные учебники > География
Географии: наш дом - земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. 

РМЦ.

Диск разрабатывался на основе учебных материалов авторов Душиной И.В., Коринской В.А. и Щенева В А.

Темы диска:

  • Мир
  • Материки
  • Океаны
  • Страны

 

В диск включены разделы:

  • Тесты
  • Практика
  • Справочник
  • Интернет

 

Диск содержит:

  • текстовый учебный материал
  • дикторский текст
  • около 1500 слайдов
  • 25 видеороликов

 На диске представлены сведения о нашей планете, о строении и особенностях ее оболочек, о географической карте.

Приведены мультимедиа описания отдельных стран мира, в том числе и стран нового зарубежья.

Использование средств мультимедиа позволило поместить большое количество карт, слайдов, схем, рисунков и видео сюжетов. Анимация позволяет смоделировать реальные ситуации. Многие природные процессы и явления показаны в динамике.

Для закрепления теоретических знаний по каждой теме на диске содержатся практические задания. Большинство практических заданий носит игровой характер, то есть пользователь в увлекательной форме должен принять то или иное решение.

Тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний.

Интересные графические решения и дружелюбный, интуитивно ясный интерфейс программы обеспечивают простоту, удобство в "общении" и позволяют учащимся получить удовольствие от знакомства с диском.


Отзывы:

Источник. Вопросы Интернет-образования, № 6 , 2002 г.

Однако продуктов, которые учитель может применять в процессе обучения, прямо на уроке, немного. Поэтому интерес к первым электронным учебникам по географии был особенно велик. С них и начнём обзор географических программ. В настоящее время существуют три электронных учебника:

  1. Мультимедиа учебник "География. Начальный курс". Автор - д.п.н. Петрова Н.Н., зав. лабораторией географического образования ИОСО РАО.
  2. Мультимедиа учебник "География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс". Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского педагогического государственного университета.
  3. Учебное электронное издание "География России. Природа и население. 8 класс". Авторы - д.г.н., проф. В.П. Дронов, к.г.н., доц. Л.Е. Савельева, к.п.н., доц. В.Б. Пятунинк.г.н., доц. Е.А. Таможняя Московского педагогического государственного университета.

Все учебники изданы Республиканским мультимедиа центром Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. Первые два учебника успешно прошли конкурс на поставку вместе с компьютерной техникой в рамках президентской программы информатизации сельских школ. ("География России. 8 класс" издан позже, поэтому о его судьбе известно меньше).

Таким образом, можно говорить о том, что формируется совершенно иной тип учебных изданий - электронный учебник. В чём же достоинства этих учебников. До настоящего момента можно было увидеть лишь текст с отсканированными иллюстрациями, что и называлось электронным учебником. Есть ли в новых пособиях что-либо отсутствующее в традиционных изданиях на бумажной основе? Конечно, нельзя утверждать, что все, что можно увидеть на мониторе лучше, чем в книге, но, правильно используя возможности электронной информации, можно добиться многого. Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты, анимация), интерактивность, мгновенный поиск.

Всё это информационное богатство, открывающее большие перспективы в методике преподавания для учителя, конечно, невозможно на бумаге. Электронный учебник обладает рядом несомненных положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников:

  1. Текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимся изучаемого материала, формирование образа территории. Слайды сопровождаются всплывающим при наведении курсора текстом. Большое количество динамических моделей, представляющие наиболее сложные для ученика процессы и явления.
  2. Структурно программа включает несколько компонентов (мультимедиа разделы с текстом аудио- и видеофрагментами, практическими заданиями, тестами; словарь; поддержку работы с использованием Интернет), что позволяет развивать у ребёнка навыки самостоятельной работы с несколькими источниками информации.
  3. Усиленный контрольно-практический раздел создаёт условия для первичного закрепления полученных на уроке знаний и умений, проведения практических работ, тематического контроля и коррекции знаний.
  4. Форма организации учебного материала в виде активных ссылок (на ресурсы в Интернете) предполагает активную деятельностную позицию ребёнка при изучении любой темы.
  5. Поддержка Интернет позволяет реализовать возможности дистанционного обучения.

Именно благодаря такому разнообразию представляемого материала и интерактивности можно создать пособие, ориентированное на многогранное применение. Во-первых, то работа с учебником в классе. В демонстрационном режиме с помощью мультимедиа проектора или LCD-панели и кодоскопа в кабинете географии (естественно при помощи компьютера). Во-вторых, возможно занятие в компьютерном классе. В-третьих, индивидуальное обучение на дому с вариантом экстерната. Наконец, это дистанционное обучение (во всех учебниках реализована Интернет-поддержка пользователя-ученика).

Для большинства учителей наиболее интересен "классно-урочный" вариант. И здесь, первый вариант наиболее предпочтителен. Во-первых, часто сажать детей в компьютерный класс нельзя т.к. весьма лимитировано время работы школьников за PC (особенно в 6-7 классе). Во-вторых, учебники ориентированы на демонстрационную работу с пояснениями учителя, поскольку не имеют чётко организованной последовательности действий ученика. Ребёнок может попасть в любой раздел с любого места учебника, выполнив максимум четыре действия. Индивидуальная работа ограничивается и отсутствием дифференцированного подхода в структуре и изложении материала.

Необходимо отметить, что учебники для 7 и 8 классов более ориентированы на работу в демонстрационном режиме, что, несомненно, приближает пособие к использованию в школе на уроке. При индивидуальной работе дома любой из трёх учебников окажет большую помощь ученику в роли справочника, дополнительного пособия (в силу указанных выше причин). Дистанционное обучение, несмотря на заложенные возможности задать вопрос преподавателю, получить контрольную работу, не получило дальнейшего развития. Дистанционная поддержка предусматривает связь через Интернет с помощью электронной почты с совершенно конкретным и во всех случаях одним и тем же адресом, всю корреспонденцию с которого должен получать учитель (или группа учителей-тьюторов), поддерживающий всех пользователей продукта. Это немного ограничивает возможности дистанционного обучения. Если бы пользователи могли ввести адрес электронной почты учителя, свой адрес (перестав быть зависимыми от единого центра и образуя собственные группы), обучение с помощью телекоммуникационных средств получило бы мощный импульс.

Большим плюсом во всех учебниках является каталог ссылок на Интернет-ресурсы по тематике соответствующего курса. Наиболее удачна реализация этого раздела в учебнике 6 класса, где все ссылки помещены на веб-странице в Интернете (естественно для того, что бы их увидеть необходимо подключение компьютера к Интернет). В учебниках для 7 и 8 классов ссылки помещены на CD (вместе с остальными компонентами учебника), что затрудняет оперативное обновление и отслеживание работоспособности рекомендуемых сайтов.

Опыт использования электронных учебников показывает, что наиболее эффективно их использование на уроке изучения нового материала или обобщающего повторения. Соответствующий материал (из опыта работы учителей) можно найти на сервере Московского центра Федерации Интернет Образования в разделе географии. Учителя-экспериментаторы отмечают, что использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес детей к предмету изучения.

Продолжая рассуждения о демонстрационных возможностях электронных учебников, надо отметить, что в дальнейшем разумно ждать в составе учебника электронный атлас. Качественных электронных атласов доступных на российском рынке на сегодняшний день немного. Конечно, необходимо отметить Microsoft Encarta Interactive World Atlas 2001 (обзор самой программы помещён на http://center.fio.ru/method/), который вошёл в упомянутый список программ, поставляемых в сельские школы. Однако во всех атласах есть одно серьёзное ограничение - англоязычность. Одновременно необходимы картографические программы-инструменты для создания собственных картографических пособий, картосхем, позволяющие наносить на карту точечные, площадные, линейные объекты (очень полезна функция связи любого наносимого пользователем объекта с файлом или гиперссылкой). Такими функциями обладают геоинформационные системы (ГИС) и первой ласточкой, ориентированной на школьное образование, является ГИС "Экстремум", созданный Центром исследования экстремальных ситуаций ВНИИ ГО ЧС. К сожалению, данный ГИС пока не поступил в открытую продажу.

Видимо учебник в недалёком будущем должен представлять несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Пособие для учителя с наглядным демонстрационным материалом для урока, ориентированное на использование презентационных технологий.
  2. Электронный атлас (об этих программах надо говорить особо).
  3. Генератор тестов с комплектом готовых заданий. Самое главное, чтобы эта программа была открытой, т.е. учитель мог сам составлять необходимые вопросы. Весьма полезными функциями является мониторинг выполнения тестов учащимися (сколько времени каждый ребёнок потратил на все задания, на отдельные вопросы, его ошибки, потребовал ли сменить задание, автоматическое занесение результатов в журнал и т.д.). На данный момент все тесты в учебниках сделаны однотипно - выбери один правильный ответ из 3-4 предложенных. Однако, уже существуют системы, позволяющие разнообразить задания: выбрать несколько правильных ответов, выбрать один неправильный, использовать графические элементы в вопросе, географический puzzle и т.д. (в частности в системе дистанционного обучения "ДОЦЕНТ").
  4. Пособие для ребёнка с практикумом, картографическими и др. заданиями, справочником, каталогом Интернет-ресурсов, развитой дистанционной поддержкой.
  5. Отдельно может поставляться ГИС.

Таким образом, можно говорить о формировании на сегодняшний момент нового типа учебного пособия - электронных мультимедийных интерактивных учебников. Учитель, владеющий современными технологиями, имеет возможность использовать на уроке не только вышеописанные средства, но и достаточно обширный перечень других обучающих и развивающих программ, не попавших в настоящий обзор. Наконец, от изучения достаточно обширного материала имеет смысл переходить к обучению приёмам самостоятельного поиска информации, её анализа, обобщения и систематизации. И здесь главный источником становится Интернет.

Алексей Игоревич КРЫЛОВ #EndEditable -->


Наш дом — Земля

Мир ПК, #01/2002

Мультимедийные курсы по естественным предметам, в частности по географии, выпускаются не столь часто, сколь по техническим или гуманитарным. Республиканский мультимедийный центр Минобразования России решил исправить такое положение и издал электронный учебник «География. Наш дом — Земля».

Курс имеет трехуровневую иерархическую структуру. В меню главного окна программы вошли разделы «Мир», «Материки», «Океаны» и «Страны». Когда выбирается один из них, то разворачивается меню с подразделами, а когда открывается подраздел, то появляются пункты и становятся доступны практические и контрольные задания, а также тексты по указанной теме. Каждый текст располагается в отдельном окне, перемещаемом по экрану. В верхней части окна находится полоса прокрутки пунктов меню. Она выполнена в виде коллажа из тематически подобранных иллюстраций, имеющих подписи. Чтобы просмотреть материал, относящийся к какому-либо пункту, следует выбрать рядом с соответствующей подписью ту область на коллаже, в которой курсор принимает вид «руки».


Основной материал курса можно изучать, либо слушая лекции, либо читая учебник на экране. В первом случае нужно указать стоящий в конце меню пункт «Диктор», и тогда окно, где можно прочитать текст, будет недоступно. А чтобы открыть текст, необходимо еще раз выделить пункт «Диктор».

В основное окно программы встроены иллюстрации и видеоролики, активизирующиеся нажатием соответствующего значка.

Несомненно, весьма полезен словарь географических терминов, который позволяет формировать наборы терминов по соответствующим запросам. В нем содержится много интересной и полезной информации, причем приводится не только краткое и точное описание слова, но и этимология названия, а также наиболее любопытные и яркие факты, связанные с ними.

Помимо теоретического материала в курс включены практические задания и контрольные работы. В заданиях предлагается разместить на контурной карте различные географические объекты, а для контроля предлагаются тесты с предложенными ответами (требуется выбрать правильный). Потом программа сразу же сообщает, верно ли сделан выбор, а после тестирования ставится оценка в баллах по школьной системе. Правда, в случае ошибки нельзя получить совет, какой раздел нужно повторить.

Курс можно запускать прямо с компакт-диска, да и в сети он неплохо работает, если загружен на ПК, являющемся сервером. Но поскольку программа не имеет сетевой версии, то при использовании «слабого» оборудования или подключении сразу нескольких пользователей она замедляется.

Пожалуй, самое большое достоинство «Географии...» — возможность активного взаимодействия с Интернетом. Если выбрать соответствующий пункт меню, откроется перечень наиболее известных российских и зарубежных географических сайтов с кратким описанием и изображением первых страниц. Так что по Интернету можно выбрать обучение, получая консультации в форме «вопрос—ответ» и отправляя выполненные контрольные работы, которые также были получены по Сети.

Этот продукт, как и любой обучающий, имеет свои минусы. К ним в первую очередь относится отсутствие персонализации, и значит, не ведется дневник, не запоминаются результаты работы, знания оцениваются на самом низком уровне, не собирается статистика тестирования и не отражается динамика обучения. Управление программой довольно примитивно: практически не используются комбинации клавиш и правая кнопка мыши, так что все команды приходится брать из меню. Весьма проблематично оказалось распечатать карты и выбранные отрывки из учебника и справочника, а также собрать различные данные по какой-либо теме для реферата.

Но все же, несмотря на недостатки, данный курс, рассчитанный главным образом на дополнительную работу дома, в том числе и по Сети, стал еще одним шагом вперед в мультимедийном обучении. И тот, кто не пожалеет времени, сможет узнать много интересного и о жизни на Земле и о самой планете.

Михаил Пчелин, координатор Детской тестовой лаборатории журнала «Мир ПК»


Источник: http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10000630

Использование мультимедиа учебника по географии в 7 классе.
(Из опыта работы.)

Использовать электронный учебник в 7 классе мы стали в третьей четверти.
В нашей школе пять седьмых классов. Один из них с углубленным изучением информатики.
При отсутствии возможности вывода изображения на большой экран, сначала использовали диск в профильном классе в кабинете информатики при изучении Австралии и Океании.
Как показал опыт, при такой форме использования класс следует разбивать на подгруппы, т.к. сидят 2-3, а то и 4 человека за одним компьютером. Кроме того, перед учащимися надо четко ставить задачу, иначе они начинают беспорядочно "шарить" по разделам. Оптимальнее всего в индивидуальном режиме проводить тестирование по темам.
Возникли также сложности технического характера. Если диск загрузить на винчестер каждого компьютера, то все работает нормально. Если диск загружен на сервер и работа идет по локальной сети, то происходит зависание программы. Такая форма работа малоэффективна в комплектных классах, а учащиеся обычных классов не имеют доступ в кабинет информатики.
Позже нам удалось установить мультимедиапроектор и изучение Южной Америки и Антарктиды проводилось при выводе изображения на большой экран.
Если учитель имеет возможность использовать диск на каждом уроке, то целесообразно руководствоваться прилагаемым к нему методическим пособием.
Поскольку у нас такой возможности нет, и приходится заранее договариваться о работе в кабинете, где стоит оборудование, то я стараюсь выбирать наиболее яркие и зрелищные темы разделов, где есть слайды и видеофрагменты. Таковыми являются - внутренние воды, природные зоны, население, страны.
Ниже привожу два примера уроков с использованием мультимедиа учебника.

Урок по теме "Внутренние воды Южной Америки".

Цель урока: сформировать знания об особенностях режима, питания, характере течения, возможностях хозяйственного использования рек, своеобразии озер, центрах горного оледенения.
Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атлас для 7 класса, мультимедиа учебник для 7 класса.

Ход урока

Активизирование разделов учебника

В начале урока 3-4 ученика получают индивидуальные задания на карточках по предыдущим темам. Раздел “Материки”,

Южная Америка

Опрос по  теме “Климат Южной Америки”.

Какие факторы оказывают определяющее влияние на климат Южной Америки? ( Ученик вызывается к экрану.) Карта ветров, течений и распределения осадков в разделе “Климат”
В завершение ответа ученик выполняет практическое задание 3, а класс следит за правильностью выполнения.

( Ставится оценка отвечавшему.)

1-я часть задания 3 из “Практики”. После выполнения открывается часть 2-я.
Дайте характеристику климатических поясов Южной Америки.

Выполнив задание “Положение воздушных масс в зависимости от зенитального положение солнца”, учащийся переходит к характеристике климатических поясов. После ответа учитель выводит климатограммы на экран, а ученик должен определить и объяснить какому типу климата они соответствуют. (Ответ оценивается.)

Ответ начинается с выполнения 2-й части задания 3.

 

Климатическая карта.

Опрос занимает 12-15 мин., собираются индивидуальные задания.

 

Изучение нового материала

Какова зависимость режима рек от климата?

Учащиеся вспоминают реки Африки.

“Внутренние воды”

дикторский текст.

Характеристика рек:

Бассейн Амазонки. Причины полноводности круглый год. Зависимость характера течения от рельефа.

Видеофрагмент “Амазонка”, слайд – “Один из притоков…”
Бассейн Ориноко. Режим реки, характер течения. Бифуркация в верхнем течении Ориноко и Риу-Негру.

 

Слайд “Река Ориноко” и “Водопад Анхель”.
Бассейн Параны. Режим, характер течения . Отмечаем большой гидроэнергопотенциал рек Бразильского плоскогорья. Слайды: “Река Парана”, “Водопад Игуасу”, видеофрагмент водопада Игуасу.

Горное оледенение в Андах. Высота снеговой линии в зависимости от географической широты.

Слайд “Горное озеро в Андах”.
Озеро Титикака. Особенности жизни и быта индейцев, населяющих берега озера. Использование тростника для изготовления лодок, жилищ, огородов. Слайд “Озеро Титикака”.
Озеро Маракайбо – в прошлом пиратский район, а в настоящем  - район нефтедобычи. Раздел “Полезные ископаемые”.

 

В конце урока выясняем на какие реки Африки по режиму похожи Амазонка, Ориноко, Парана.
Геономенклатура: реки: Амазонка, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Парана, Парагвай, Ориноко, Сан-Франсиску; озера: Титикака, Маракайбо; водопады: Анхель, Игуасу.
Домашнее задание: параграф 43, задания в рабочей тетради (издательство "Генжер") 162-166.

На изучение Антарктиды по программе отводится два часа. Первый урок можно посвятить изучению нового материала с помощью электронного учебника, т.к. его использование значительно экономит время объяснения. А на втором уроке - проверка знаний в любой удобной форме и выступления учащихся с сообщениями.

Урок по теме "Антарктида".

Цель урока: сформировать знания об особенностях географического положения, истории открытия, исследованиях и природе материка.
Оборудование: карта Антарктики, атласы для 7 кл., мультимедиа учебник для 7 кл.

Ход урока.

Активизирование разделов учебника

Общие сведения о материке – дикторский текст.

Особенности географического положения материка: три океана омывают ее с севера, одна крайняя северная точка – м.Сифре (определение координат

Раздел «Материки»

Антарктида.

Географическое положение.

Открытие Антарктиды:

Экспедиция Дж. Кука;

Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева;

Достижение южного полюса.

Открытие и исследование.
Необходимость изучения Антарктиды. Современные исследования.

Слайды и видеофрагмент «Космические исследования озонового слоя».

Антарктида – материк международного сотрудничества.

Антарктические станции разных стран.

Международный статус материка.

Слайды раздела.

Рельеф Антарктиды:

Материк или архипелаг?

Анализ карты подледного рельефа.

Наличие вулканизма – свидетельство незавершенного горообразования.

Высота.

Ледниковый покров.

Рельеф, слайды раздела.

Геологическое прошлое материка. Геология. Слайды раздела.
Климат:

Причины холодного климата – географическое положение, наличие ледникового покрова.

Образование стоковых ветров.

Распределение осадков, температур, сравнение климатограмм побережья и центральных районов.

Самый холодный материк.

Климат – климатическая карта, карта температур.

Внутренние воды:

Ледниковый покров – мощность и время образования. Значение изучения ледникового покрова.

Образование айсбергов.

Внутренние воды.

Видеофрагмент «Образование айсбергов», слайды.

Органический мир материка:

Почему Антарктида самый бедный по видовому составу органического мира материк?

Знакомство с представителями животного мира.

Наименьшее количество видов животных.

Органический мир, слайды.

Антарктические достопримечательности. Туризм в Антарктиде, слайды.