Статьи и обзоры > Электронные учебники > География
 Начальный курс географии. 6 класс. 

РМЦ.

 В основу диска положен курс географии автора Петровой Н.Н.

Мультимедиа электронное издание предназначено для:

  • изучения учащимися курса географии в 6 классе
  • классного просмотра иллюстративного материала на уроках
  • проверки знаний по курсу (контрольные вопросы и тесты)
  • написания учащимися рефератов или докладов
  • использования в качестве справочника
  • факультативного изучения курса Географии с использование сети Internet
  • дистанционного обучения в режиме проверки знаний

 Основные темы курса:

  • Земля - планета Солнечной Системы
  • Литосфера Земли
  • Гидросфера Земли
  • Атмосфера Земли
  • Биосфера Земли
  • Земля - планета людей
  • Развитие географических знаний о Земле
  • План и карта

 В каждой теме:

  • Учебник
  • Практика
  • Контроль
  • Тесты
  • Словарь

Диск состоит из двух информационных блоков: традиционное изложение курса (текст с иллюстрациями) и мультимедиа курс, в котором используются все возможности мультимедиа технологий (текст, видео, звук, компьютерная графика и анимация).

Использование мультимедиа технологии позволило включить в учебник значительное количество видеоматериалов, рассказывающих о многообразии природных зон и уникальных природных явлениях.

Компьютерная графика в динамичной и увлекательной форме позволила интересно представить раздел практических занятий. В этом разделе наглядно проиллюстрирован изучаемый материал.

Раздел контроля и тестов, присутствующий в каждой теме, поможет ученику проконтролировать степень подготовки и закрепить полученные знания. При этом разработанная система оценки выдаст ученику полученные баллы тестирования.

Учебник имеет возможность выхода в Internet на сайты с географической тематикой.

Для зарегистрированных пользователей в программе доступен раздел дистанционного обучения. Раздел дистанционного обучения обеспечивает двухстороннюю связь (учитель - ученик) в интерактивном режиме "вопрос - ответ".


Отзывы:

Источник. Вопросы Интернет-образования, № 6 , 2002 г.

Однако продуктов, которые учитель может применять в процессе обучения, прямо на уроке, немного. Поэтому интерес к первым электронным учебникам по географии был особенно велик. С них и начнём обзор географических программ. В настоящее время существуют три электронных учебника:

  1. Мультимедиа учебник "География. Начальный курс". Автор - д.п.н. Петрова Н.Н., зав. лабораторией географического образования ИОСО РАО.
  2. Мультимедиа учебник "География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс". Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского педагогического государственного университета.
  3. Учебное электронное издание "География России. Природа и население. 8 класс". Авторы - д.г.н., проф. В.П. Дронов, к.г.н., доц. Л.Е. Савельева, к.п.н., доц. В.Б. Пятунинк.г.н., доц. Е.А. Таможняя Московского педагогического государственного университета.

Все учебники изданы Республиканским мультимедиа центром Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. Первые два учебника успешно прошли конкурс на поставку вместе с компьютерной техникой в рамках президентской программы информатизации сельских школ. ("География России. 8 класс" издан позже, поэтому о его судьбе известно меньше).

Таким образом, можно говорить о том, что формируется совершенно иной тип учебных изданий - электронный учебник. В чём же достоинства этих учебников. До настоящего момента можно было увидеть лишь текст с отсканированными иллюстрациями, что и называлось электронным учебником. Есть ли в новых пособиях что-либо отсутствующее в традиционных изданиях на бумажной основе? Конечно, нельзя утверждать, что все, что можно увидеть на мониторе лучше, чем в книге, но, правильно используя возможности электронной информации, можно добиться многого. Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты, анимация), интерактивность, мгновенный поиск.

Всё это информационное богатство, открывающее большие перспективы в методике преподавания для учителя, конечно, невозможно на бумаге. Электронный учебник обладает рядом несомненных положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников:

  1. Текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимся изучаемого материала, формирование образа территории. Слайды сопровождаются всплывающим при наведении курсора текстом. Большое количество динамических моделей, представляющие наиболее сложные для ученика процессы и явления.
  2. Структурно программа включает несколько компонентов (мультимедиа разделы с текстом аудио- и видеофрагментами, практическими заданиями, тестами; словарь; поддержку работы с использованием Интернет), что позволяет развивать у ребёнка навыки самостоятельной работы с несколькими источниками информации.
  3. Усиленный контрольно-практический раздел создаёт условия для первичного закрепления полученных на уроке знаний и умений, проведения практических работ, тематического контроля и коррекции знаний.
  4. Форма организации учебного материала в виде активных ссылок (на ресурсы в Интернете) предполагает активную деятельностную позицию ребёнка при изучении любой темы.
  5. Поддержка Интернет позволяет реализовать возможности дистанционного обучения.

Именно благодаря такому разнообразию представляемого материала и интерактивности можно создать пособие, ориентированное на многогранное применение. Во-первых, то работа с учебником в классе. В демонстрационном режиме с помощью мультимедиа проектора или LCD-панели и кодоскопа в кабинете географии (естественно при помощи компьютера). Во-вторых, возможно занятие в компьютерном классе. В-третьих, индивидуальное обучение на дому с вариантом экстерната. Наконец, это дистанционное обучение (во всех учебниках реализована Интернет-поддержка пользователя-ученика).

Для большинства учителей наиболее интересен "классно-урочный" вариант. И здесь, первый вариант наиболее предпочтителен. Во-первых, часто сажать детей в компьютерный класс нельзя т.к. весьма лимитировано время работы школьников за PC (особенно в 6-7 классе). Во-вторых, учебники ориентированы на демонстрационную работу с пояснениями учителя, поскольку не имеют чётко организованной последовательности действий ученика. Ребёнок может попасть в любой раздел с любого места учебника, выполнив максимум четыре действия. Индивидуальная работа ограничивается и отсутствием дифференцированного подхода в структуре и изложении материала.

Необходимо отметить, что учебники для 7 и 8 классов более ориентированы на работу в демонстрационном режиме, что, несомненно, приближает пособие к использованию в школе на уроке. При индивидуальной работе дома любой из трёх учебников окажет большую помощь ученику в роли справочника, дополнительного пособия (в силу указанных выше причин). Дистанционное обучение, несмотря на заложенные возможности задать вопрос преподавателю, получить контрольную работу, не получило дальнейшего развития. Дистанционная поддержка предусматривает связь через Интернет с помощью электронной почты с совершенно конкретным и во всех случаях одним и тем же адресом, всю корреспонденцию с которого должен получать учитель (или группа учителей-тьюторов), поддерживающий всех пользователей продукта. Это немного ограничивает возможности дистанционного обучения. Если бы пользователи могли ввести адрес электронной почты учителя, свой адрес (перестав быть зависимыми от единого центра и образуя собственные группы), обучение с помощью телекоммуникационных средств получило бы мощный импульс.

Большим плюсом во всех учебниках является каталог ссылок на Интернет-ресурсы по тематике соответствующего курса. Наиболее удачна реализация этого раздела в учебнике 6 класса, где все ссылки помещены на веб-странице в Интернете (естественно для того, что бы их увидеть необходимо подключение компьютера к Интернет). В учебниках для 7 и 8 классов ссылки помещены на CD (вместе с остальными компонентами учебника), что затрудняет оперативное обновление и отслеживание работоспособности рекомендуемых сайтов.

Опыт использования электронных учебников показывает, что наиболее эффективно их использование на уроке изучения нового материала или обобщающего повторения. Соответствующий материал (из опыта работы учителей) можно найти на сервере Московского центра Федерации Интернет Образования в разделе географии. Учителя-экспериментаторы отмечают, что использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес детей к предмету изучения.

Продолжая рассуждения о демонстрационных возможностях электронных учебников, надо отметить, что в дальнейшем разумно ждать в составе учебника электронный атлас. Качественных электронных атласов доступных на российском рынке на сегодняшний день немного. Конечно, необходимо отметить Microsoft Encarta Interactive World Atlas 2001 (обзор самой программы помещён на http://center.fio.ru/method/), который вошёл в упомянутый список программ, поставляемых в сельские школы. Однако во всех атласах есть одно серьёзное ограничение - англоязычность. Одновременно необходимы картографические программы-инструменты для создания собственных картографических пособий, картосхем, позволяющие наносить на карту точечные, площадные, линейные объекты (очень полезна функция связи любого наносимого пользователем объекта с файлом или гиперссылкой). Такими функциями обладают геоинформационные системы (ГИС) и первой ласточкой, ориентированной на школьное образование, является ГИС "Экстремум", созданный Центром исследования экстремальных ситуаций ВНИИ ГО ЧС. К сожалению, данный ГИС пока не поступил в открытую продажу.

Видимо учебник в недалёком будущем должен представлять несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Пособие для учителя с наглядным демонстрационным материалом для урока, ориентированное на использование презентационных технологий.
  2. Электронный атлас (об этих программах надо говорить особо).
  3. Генератор тестов с комплектом готовых заданий. Самое главное, чтобы эта программа была открытой, т.е. учитель мог сам составлять необходимые вопросы. Весьма полезными функциями является мониторинг выполнения тестов учащимися (сколько времени каждый ребёнок потратил на все задания, на отдельные вопросы, его ошибки, потребовал ли сменить задание, автоматическое занесение результатов в журнал и т.д.). На данный момент все тесты в учебниках сделаны однотипно - выбери один правильный ответ из 3-4 предложенных. Однако, уже существуют системы, позволяющие разнообразить задания: выбрать несколько правильных ответов, выбрать один неправильный, использовать графические элементы в вопросе, географический puzzle и т.д. (в частности в системе дистанционного обучения "ДОЦЕНТ").
  4. Пособие для ребёнка с практикумом, картографическими и др. заданиями, справочником, каталогом Интернет-ресурсов, развитой дистанционной поддержкой.
  5. Отдельно может поставляться ГИС.

Таким образом, можно говорить о формировании на сегодняшний момент нового типа учебного пособия - электронных мультимедийных интерактивных учебников. Учитель, владеющий современными технологиями, имеет возможность использовать на уроке не только вышеописанные средства, но и достаточно обширный перечень других обучающих и развивающих программ, не попавших в настоящий обзор. Наконец, от изучения достаточно обширного материала имеет смысл переходить к обучению приёмам самостоятельного поиска информации, её анализа, обобщения и систематизации. И здесь главный источником становится Интернет.

Алексей Игоревич КРЫЛОВ #EndEditable -->