Статьи и обзоры > Электронные учебники > Химия
Органическая химия. 10 - 11 класс

Центр новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета ЦНИТ СГУА

Мультимедиа-комплекс для средней школы содержит структурированные гипертексты, 800 графических иллюстраций, 134 анимации, 25 видеоклипов, более 1000 вопросов для тренинга и контроля, 160 расчетных задач, 7 кроссвордов, 13 игр-головоломок, 5 расчетных программ.

Источник    www.chemistry.ssu.samara.ru/

Знание основ органической химии, дающей научное обоснование строения и функционирования живых организмов, производства и грамотного применения различных материалов и изделий, является важным элементом в подготовке человека к жизни в современном обществе. При изучении этого раздела химии, как одного из наиболее сложных, целесообразно применение современных технологий обучения.

К сожалению, процесс освоения органической химии в средней школе подкрепляется в основном учебной литературой, а современные информационные технологии используются в этих целях довольно редко. Кроме того, в типовых школьных учебниках содержание органической химии рассматривается преимущественно на феноменологическом уровне, что не способствует пониманию сути описываемых явлений, вынуждает учащихся прибегать к механическому заучиванию учебного материала. Следует также отметить, что основные теоретические положения органической химии, усвоение которых помогает ее осознанному изучению, в большинстве обычных (бумажных) учебников излагаются не в виде единой логической последовательности, а разрозненно - при описании отдельных классов органических соединений. Часто это приводит к тому, что общетеоретические положения воспринимаются учащимися как частные случаи. Поэтому в данном электронном учебнике теоретические основы органической химии обобщены в первой его части "Введение в органическую химию". Здесь же рассматривается ряд понятий, изучаемых в 8 и 9 классах (электронное строение атома, химическая связь, химическая реакция и т.п.), на которые необходимо опираться при освоении нового материала.

Успех в изучении органической химии во многом зависит от формирования у учащихся образных представлений о химическом, электронном и пространственном строении органических молекул и его влиянии на свойства вещества. Именно поэтому учебные тексты данного учебника сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных. Понимание особенностей строения вещества позволяет ученику прогнозировать (а не заучивать!) его химические и физические свойства.

В целом содержание учебника соответствует образовательному стандарту средней школы, а по глубине и обоснованию основных положений органической химии несколько выходит за его рамки. Учебник может быть полезен учащимся и преподавателям химии средних школ, абитуриентам и студентам младших курсов вузов.

Учебная работа с данным электронным учебником ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ее высокий учебный потенциал определяется удобным представлением теоретического материала в виде гипертекста, наличием большого количества графических иллюстраций, анимаций и виртуальных моделей. Каждая часть учебника подкреплена контрольными вопросами и упражнениями для активизации, осмысления и закрепления теории. В отдельную часть собраны задачи для формирования и развития практических умений и навыков.

Структура учебника предусматривает освоение учебного материала на двух уровнях. Первый уровень соответствует требованиям общеобразовательного стандарта, второй - предназначен для углубленного изучения химии. Материал второго уровня представлен, как правило, мелким шрифтом или в виде ссылок (электронные эффекты заместителей, механизмы реакций и т.п.).

Изучение учебного материала целесообразно проводить в последовательности, соответствующей нумерации частей учебника. К изучению каждой последующей части рекомендуется переходить только после освоения предыдущей части.

Часть I "Теоретические основы органической химии" содержит основные теоретические положения, усвоение которых способствует более осознанному изучению последующих разделов курса. В эту часть включены опорные сведения из курсов химии и физики 8 и 9 классов средней школы.

Часть II "Углеводороды" служит основой для изучения органических соединений других классов, так как молекулы любых органических веществ содержат углеводородные фрагменты.

Часть III "Методика решения задач" предназначена для освоения алгоритмов решения задач различных типов. Кроме типовых задач здесь содержатся задачи повышенной трудности, которые обычно предлагаются на конкурсах и олимпиадах.

В IV и V частях рассматриваются строение и свойства важнейших кислород- и азотсодержащих соединений.

В части VI "Высокомолекулярные соединения" изложены общие представления о синтетических и природных полимерах. Изучение этой темы опирается на весь предшествующий материал учебника.

Важно помнить, что изучение химии невозможно без выработки умения записывать формулы веществ и уравнения реакций. Поэтому просматривать теорию и, особенно, выполнять упражнения следует "с карандашом в руке"