Статьи и обзоры > Электронные учебники > Биология
Биотопия (Серия "Обучение с приключением")

Разработчик: Heureka-Klett
Издатель: МедиаХауз

Возраст: для школьников 6 - 11 классов

Увлекательная обучающая программа по биологии на двух CD-ROM включает в себя игру в стиле квест и энциклопедию.

В ходе игры ученику предстоит решить несколько десятков логических задач и ответить на множество вопросов по биологии. В его распоряжении "современные биокомпьютеры", "дневники профессора" и анимированная мультимедийная энциклопедия, содержащая материал по анатомии, цитологии, зоологии, ботанике и генетике. Текст энциклопедии можно читать с экрана и слушать в исполнении автора и ведущего программы "В мире животных" Николая Николаевича Дроздова.

Захватывающий сюжет, трехмерная графика, анимация и оригинальная музыка, а также активное участие школьника в игре существенно облегчают усвоение учебного материала.

"Биотопия" ("Bioscopia") в 2002 году отмечена одной из самых престижных европейских наград – Bologna New Media Prize

Отзывы:

Источник: Компьютерра. Спецвыпуск , сентябрь 2002 г.

Приключения с обучением (учимся играть)

- Мама, мама, ты где!
- Здесь я, не кричи.
- Теперь я знаю!
-
Ну что ты знаешь?
- Что на самом деле, грибы - это эукариоты, а не прокариоты, вот!
- Чего-чего?!

Такой примерно диалог ожидает маму, снабдившую своего сына диском с “Биотопией”. Правда, не всякому ребёнку хватит терпения часами сидеть у компьютера в размышлении: куда бы ещё вложить найденную по ходу “квеста” магнитную карточку. Боюсь, многие вместо этого пойдут смотреть очередную серию “Приключений Гекльберри Финна”.

Все игры из серии “Обучение с приключением” от немецкой компании Heureka-Klett-, изданные в России “МедиаХауэом”, строятся по одному и тому же принципу; в сюжет трёхмерного “квеста” входит решение задач по биологии (в “Биотопии”} и по физике (в “Физикусе”). Не решишь не пройдёшь дальше.

Помнится, был похожий советский мультик: там лебеди-“двойки” не пропускали мальчика, пока он не закидал их правильными ответами: дважды два - четыре, трижды три - девять...; последнему достался ответ “угол падения равен углу отражения”.

Насколько хорош такой способ обучения? Как, в идеале, должна быть построена обучающая игра?

Начнём с сюжетов. Цель “Физику-сэ” - запустить электродвигатель и раскрутить остановившуюся планету. Вашей твёрдой руки ждут многочисленные остановившиеся и неработающие машины: электрические и механические. “Биотопия” просит вас спасти погибающих от эпидемии, запустив биореактор, производящий антибиотики на основе пенициллина. Вам придётся терпеливо бродить по заброшенным лабораториям, созерцая индустриальные пейзажи, собирать ключи от многочисленных дверей, читать секретные сообщения и попутно решать различные учебные задачи. В “Биотопии”, например, потребуется рассортировать жужжание мухи, рев льва, кваканье лягушки и совместить их с изображением; найти код от сейфа в секретной лаборатории. Ответить на многочисленные тесты, вспоминая, к примеру, зачем нужна репликация ДНК. Но большую часть времени вам предстоит провести за типично “квестовым” занятием: раздумывая, чего же от вас хотят. Подсказок, разумеется, нет, и добраться до собственно биологических задачек не так просто. Хотя обладателям Интернета все-таки повезло больше - на официальном сайте “МедиаХауза” выложено прохождение.

Я ждал от “Биотопии” чего-то вроде “приключений Карика и Вали” - тайн природы и похождений внутри растений, но разработчики сделали акцент на технике: роботы, лифты, магнитные замки и хитроумные приборы будут сопровождать вас всю игру. Впрочем, время от времени через “биокомпьютеры” Ыс!) можно вызывать энциклопедию, содержащую необходимый научный материал. В ней техники поменьше; напоминает школьный учебник, с ожившими, анимированными иллюстрациями, озвученный - если речь идет о биологии - ведущим передачи “В мире животных” Николаем Дроздовым.

Энциклопедии заслуживают всяческих похвал, а вот игры, сами по себе, мало полезны, Всё дело в том, что “квест” - самая неподходящая форма для “обучалки”. Учиться нужно интенсивно, как на ледяную горку взбегать. Неторопливое перемещение от экрана к экрану убивает массу времени. Нужен геа1-т.1те, хотя бы “стрелялка” (как вам перестрелка парными аминокислотами?). Полезная морковка и ядовитая цикута запомнятся на всю жизнь, если в игре окажется жизненно необходимым их быстро различить. И что такое равновесие, лучше всего знает тот, кому уже пришлось пробежать по канату.

Илья Сайтанов, Ольга Шемякина, Антон Кузнецов